март 22, 2024
Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Ольга Казанцева рассказала на итоговой коллегии министерства здравоохранения Алтайского края, какие меры можно примененить в каждом районе и городе края, чтобы от несчастных случаев и суицидов погибало меньше детей.
Школьник. Подросток.
СС0
Суицид, особенно среди подростков — сложное явление и тяжелая тема для разговора. Он включает многие факторы — личностные, социальные, культурные, биологические, средовые. Но Ольга Казанцева убеждена: это предотвратимо. Тем более, что безопасность детей у нас в стране — высокий приоритет.
«Смертность от внешних причин — это управляемая ситуация. Их можно предотвращать. Их нужно предотвращать, — отметила уполномоченный по правам ребенка. — Основные причины гибели детей — ДТП, пожары, суициды, утопления. За 2023 год от преднамеренного самоповреждения погибло 15 подростков. 13 из них — жители нашего края. Цифра по Сибири средняя, но число суицидов у нас в крае три года назад было в два раза меньше».
На краевом уровне есть межведомственная группа по профилактике суицидов. Эта группа — при краевой комиссии по делам несовершеннолетних. Любой район может заявить о необходимости проведения аудита системы профилактики суицида на местах. Однако за прошлый год было всего лишь одно обращение. Спикер напомнила о том, что обращаться можно и нужно.
Ольга Казанцева с досадой отметила: при выезде в муниципалитеты она обнаруживает, что планы по профилактике суицидов реализуются либо не в полном объеме, либо поверхностно, либо между делом. Уполномоченный по правам ребенка подчеркнула, что должно быть в этом плане в каждом районе:
«Самоповреждения, порезы, прижигания, — это действия для того, чтобы уменьшить душевную боль. Это маркер того, что ребенок не справляется, у него проблемы с социальной адаптацией, и ему нужно помочь, — отметила Ольга Казанцева. — Суицид — редкое явление. Он является следствием страданий ребенка. Но это можно предотвратить».
Что касается ресурсов — всегда есть региональные средства, к которым можно обратиться. Например, краевая группа реагирования, органы исполнительной власти в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты. Помогает психоневрологический диспансер. Действуют различные грантовые программы.
«Это действительно важное направление. И работать здесь должны несколько ведомств сообща», — добавил министр здравоохранения Алтайского края Дмитрий Попов.