июль 30, 2024
Лучше сростинских пирогов — только сами сростинцы, отмечали гости Шукшинских дней на Алтае. Здесь гостеприимно, хлебосольно, тепло и песенно — обнимут, накормят, возьмут в широкий хоровод. Рассказываем, что интересного было на фестивале, кто прошел по красной дорожке, и как прошло финальное событие — большая встреча в Сростках.
Праздник пирога 2024 в Сростках.
Дмитрий Лямзин
В этот раз министерство культуры региона сделало акцент не на количество звездных гостей, а на события — их было больше 100: кинопоказы полного и короткого метра, отдельным блоком — документальное, впервые — анимация, встречи с писателями, актерами и режиссерами, мастер-классы, лекции для алтайских кинематографистов, книжная ярмарка, большая премьера ансамбля «Алтай».
По красной дорожке на открытии фестиваля в Барнауле прошли российские писатели — Михаил Тарковский, автор серий книг про Таню Гроттер Дмитрий Емец, Платон Беседин, Андрей Антипин, Михаил Гундарин, Платон Беседин, Полина Орынянская, писатель Владимир Крупин, а также поэтесса из Донецка Ксения Першина.
В числе гостей-кинематографистов — актриса и режиссер Наталья Бондарчук с дочерью Марией Бурляевой, легендарный Владимир Грамматиков, режиссер-постановщик студии анимационного кино «Мельница» Константин Феоктистов, продюсер мультсериала «Смешарики» Александр Герасимов, сценарист мультфильма «Возвращение Буратино» и автор многих песен к мультсериалу «Маша и Медведь» Вадим Жук, ответственный секретарь Союза кинематографистов России Михаил Калинин и заместитель председателя Алексей Алешковский, многочисленные режиссеры, актеры и сценаристы документального и короткометражного кино.
Наталью Бондарчук приветствовали бурными овациями. А почетного гостя, народную артистку России Ирину Алферову не пускали на сцену около десяти минут — артистка раздавала автографы и фотографировалась со всеми желающими. Народ выбежал к любимой актрисе на красную дорожку. Толпа собралась на ней за считанные секунды.
К сожалению, Ирина Алферова не приехала в Сростки на торжественное закрытие Шукшинских дней на Алтае, хотя ее там очень ждали. Зато приехала заслуженная артистка России Мария Шукшина вместе с сыном Фотием. Они стали почетными гостями.
Мария со сцены долго цитировала и комментировала свое любимое отцовское произведение — сказку «До третьих петухов», которую он написал незадолго до смерти. «Он увидел в 1970-е годы все то, что происходило с Россией следующие 50 лет».
Мария растрогалась до слез, не смогла их сдержать во время выступления.
На горе Пикет в этот раз было немноголюдно. Виной тому страшно жаркая погода. Зато те, кто пришли, особенно пешком, могли считать себя настоящими героями.
37 мастеров из восьми регионов России представили свои уникальные работы на главной фестивальной улице в селе. Привезли свои творения — фантазийные музыкальные инструменты, образцы кузнечного дела, тканые вещицы, одежду, традиционную вышивку, уникальные брошки, магниты ручной работы и даже живых черепашек и шерстяных зайцеворобьев. Без покупки с этой чудо-ярмарки точно не уйти.
Одной из первых гостей фестиваля встречала палатка семейной мастерской «Тяга земная». Андрей и Евгения Блинковы приезжают сюда из Кемерова уже не первый год. В этой почти мистической лавке прохожим подмигивают акустические барабаны.
Представили здесь всякие инструменты — как интуитивно понятные, так и версию «для профи», где поверхность разбита по нотам.
«Такие инструменты, как выяснили врачи, оказались полезны для здоровья, — рассказал Андрей Блинков. — Используются в музыкальной терапии. В экспериментах обнаружили, что от гармоничного сочетания звуков, особенно по типу колокольного, как здесь, упорядочиваются молекулы воды. А так как человек на 80% сам состоит из воды, то и на него действует положительно».
Марина Третьякова из Красноярского края привезла валяные шерстяные игрушки — птичек, котиков, мишек и прочих милых зверушек, мимо которых точно не пройти. Здесь мастерица уже во второй раз и на Алтае ей очень нравится.
«Кого-то утомляет этот монотонный процесс, долго, что-то может не получаться. А мне в кайф! Я балдею от того, что делаю. Больше всего люблю делать птичек», — говорит Марина о своем творчестве.
Гвоздем ярмарки, покорившим всю редакцию, стал заяц-воробей. Марина Третьякова скромно озвучивает игру слов, показывая очаровательного кроху на ладошке: «Это зайобышек. Персонаж анекдотический».
Приветливо сверкали на прилавке стеклянные витражи Любови Кондрюковой из Бийска. Мастерица работает в двух техниках: тиффани — когда кусочки стекла скрепляются между собой металлом, и фьюзинг — когда все элементы запекаются вместе без металла при температуре 800 градусов. Получается совершенно уникальная вещь — даже если делать одну и ту же по одной и той же схеме, все равно будет немного отличаться. В этой работе Любовь уже больше 15 лет.
Она привезла и наборы для творчества — чтобы такую же красоту можно было сделать самим.
Около лавки семейной мыловарни Майоровых из Тальменского района стоит чудесный аромат. Тут есть и мыльные бутерброды с икрой, и фрукты. Аппетитно выглядят — хоть кусай! Но самое интересное — подарочные наборы: мыльная бутылочка пива с креветочкой, или виски с лимоном, или водка с бутербродом и пельмешком.
«Кто-то думает, что это просто. Взял, в форму залил и готово. А тут же еще доделывать надо — где-то детали соединять, где-то глазки дорисовать, где-то закрасить, — рассказывает мастер. — Форму мы, кстати, делаем сами. Фрукты, например, силиконом заливали, чтобы натуральная форма была. Чтобы были как настоящие, красили. Методом проб и ошибок. Оригинал всегда перед глазами».
Жаркий день делал еще горячее павильон кузнецов Ольги и Олега Корначенко из Бийска. Супруги приехали сюда с изделиями своей мастерской ковки «ОК». И даже работали прямо на публике. У огня жарко. «Но что поделать, работа такая», — пожимает плечами Олег.
Кузнецы предлагают посетить их этно-музей, сходить на экскурсии и мастер-классы. Еще проводят для влюбленных старинный русский кузнечный обряд — заковывание свадьбы. Чтобы уж наверняка!
Толпы удивленных собирал вокруг себя Денис Фуршатов из Республики Алтай. Он представил сделанные собственноручно струнные музыкальные инструменты. За основу взял алтайский топшур (щипковый), икили (смычковый) и русские гусли. Этим делом мастер занимается уже пять лет.
Инструменты украшены росписью, вырезанными прямо из корпуса головами птиц или оленьими рогами. «Страшно красиво», — шутят гости, и мастер скромно соглашается.
Здесь, на выставке, Денис Фуршатов ничего не продавал. Зато бесплатно играл по просьбе гостей — пускай жара то и дело норовила расстроить инструменты.
Около 10 тыс. пирогов свезли в субботу на школьный стадион в Сростках. И это рекорд. Здесь работали два десятка самых разных интерактивных площадок, где можно было поучаствовать в «пирожковых» забавах, поиграть, поводить хороводы, попеть и, конечно, вдоволь наесться пирогов.
Каждый год «Праздник пирога» удивляет изысками в начинках — ревенево-апельсиновое варенье с орехом, морковка с фиником, тыква с рисом, свекла с черносливом, капуста со взбитыми яйцами и яблоком. И даже соленые огурцы!
Ко всему этому прилагались самые разнообразные напитки — от «магазинных» газировок, до домашних морсов и просто холодной колодезной воды. Последняя была особо популярна, учитывая 35-градусный зной и палящее солнце.
Венцом праздника стал торжественный вынос четырехметрового пирога с повидлом.
Фильмом открытия Шукшинских дней и кинофестиваля стала кинолента «Смотри на меня!» Владимира Грамматикова по сценарию Андрея Кончаловского. Ее представили сам режиссер, а также исполнительница главной роли актриса Александра Урсуляк и оператор Алишер Хамидходжаев.
До сих пор фильм видели только зрители спецпоказа на Московском международном кинофестивале. На большие экраны он выйдет осенью, но создатели разрешили показать его на Алтае.
Это история о героической женщине, отправившейся искать мужа в столицу в товарном вагоне с детьми в послевоенное время. И это автобиография, посвященная матери режиссера.
«Это кажется абсурдом, что мама взяла четверых детей, корову. Почему корову? Корову — потому что я родился в Свердловске и нам дали корову как многодетной семье. Мама забрала корову, пианино, потому что она не могла без инструмента. Она начинающая оперная певица была, четверо детей. В картине нет собаки, а в реальности еще был Тузик, собака-лайка», — поделился Владимир Грамматиков.
В основной конкурсной программе полнометражных игровых фильмов лучшей режиссерской работой признан фильм «Последняя цена» (режиссер Наур Гармелия), а оператору этого фильма Дмитрию Знаменщикову присужден приз за лучшую операторскую работу.
За лучшее исполнение мужской роли отмечен актер Олег Гаркуша за исполнение роли отца Александра в фильме «Длительные свидания».
За лучшее исполнение женской роли — актриса Анна Шепелева за исполнение роли Саши в фильме «Край надломленной луны».
Приз за лучший сценарий вручен Владимиру Аленикову, сценаристу фильма «Мятежники».
Приз за лучшую продюсерскую работу — продюсерам Павлу Буре, Алексею Казакову, Мураду Османну, Илье Стюарту и сопродюсеру Елизавете Чаленко, фильм «Бешенство».
Приз за лучший дебют присужден сразу двум режиссерам — Николаю Корякину, режиссеру фильма «Тимир», и Денису Казанцеву, режиссеру фильма «Суворовец 1944».
Cпециального приза губернатора Алтайского края удостоен фильм «Командир», режиссеры Тимур Хван и Александр Гурьянов.
В конкурсной программе короткометражного игрового кино вручены награды:
«За высокий профессионализм» — фильм «Тридцать секунд», режиссер Иван Соснин;
«За шукшинский взгляд на действительность» — фильм «Поле», режиссер Серафим Чихладзе;
«За современную сатиру» — фильм «Зам», режиссер Александра Озерецкая;
«За лучшую работу художника-постановщика» — фильм «Увидимся на чистой поляне», режиссер Яна Ксенина.
Гран-при за лучший короткометражный фильм присужден картине «Май нулевого», режиссер Кирилл Султанов.
В конкурсной программе документального кино призов Шукшинского кинофестиваля удостоены:
Лучшие короткометражные документальные фильмы — «На границе», режиссер Дарья Хренова и «Деревня, что живет во мне», режиссер Борис Спиридонов.
Лучшая операторская работа — фильм «Дед», оператор Матвей Сидоров.
Специальных дипломов удостоены:
«За воплощение бойцовского духа героини фильма» — «Погружение», режиссер Владимир Паршиков;
«За правдивое отображение фронтовых будней» — «Крокодилы. Путь командира», режиссер Алексей Лагерев
Гран-при в программе документального кино завоевал фильм Владимира Эйснера «Безвременье. Фрески».
Гран-при в полном метре игрового кино в этом году решили не присуждать. Жюри решили, что планка Шукшинского кинофестиваля не взята.
— Каждая его картина, произведение — заставляют человека задуматься, понять что-то важное, стать добрее и мудрее. Именно в этом и есть предназначение искусства, которому посвятили свою жизнь такие люди, как Шукшин.
— Самый русский, самый необыкновенный, разный. Самое главное в нем — эта суть, которая помогает жить.
— Я думал, сколько сил, времени, труда и неустанной заботы, любви положено людьми на этой земле, и как они счастливы, живущие здесь… Всякий раз удивлялся тому, что многие люди вокруг меня так похожи на этих удивительных шукшинских героев. Так в чем же его сила? В правде, в родине и в душе!
— Все наше искусство, культура, книги, кино твердо стояли и стоят на трех краеугольных камнях — это любовь, семья и дом. Этим жили наши предки, и этим должны мы жить сейчас, в наше трудное время. В этом наша жизненная опора, величие души и сила характера русского человека.
— Василий Макарович относится к тем людям, о которых невозможно говорить без мурашек. У него никогда не расходилось слово с делом, он и в фильмах, и в литературе, и в жизни был настоящий русский мужик с болеющей за человека душой. И юбилей — это не только праздник, это еще и испытание: насколько мы следуем заветом того, кого чествуем.
— Я понял, что, не побывав на родине писателя, ничего нельзя понять в нем. И никакие книги и фильмы не помогут. Нужно обязательно прикоснуться, благодарно поцеловать Алтайскую землю, и только тогда поймешь, что такое Шукшин.
— Помню, как почти пятнадцать лет назад сидел здесь, на горе, еще начинающим писателем. Видел, как здоровые мужики, артисты, которым впору спецназовцев играть, поднимались сюда, и как дрожали их руки, державшие микрофон. А все почему? Потому что Василий Макарович насквозь нас всех видел. Он не прощает ни лжи, ни фальши.
— Я очень люблю этот фестиваль, я бывала на нем, когда еще не было памятника, и мы жили в палатках… К Василию Макаровичу я отношусь особо не только потому, что он сыграл свою последнюю роль в фильме моего отца «Они сражались за Родину». У него сердце болело за всех нас, всегда… Я счастлива здесь быть.
— Я побывала в Горном Алтае, проехалась по главным городам. И вот здесь сердце — стучит, стучит, стучит…
— Рад, что нахожусь на родине моего дедушки. Бесспорно, он оставил огромное наследие. Нам с братом передалась его фамилия, честно скажу, что это большая ответственность, честь и обязательство перед самим собой… Недавно прочел его рассказ «Охота жить». Дедушка иногда писал жестоко. Но это жизнь, и она правда бывает такой. Горжусь тем, что я внук такого великого человека.
— «До третьих петухов» — пророческий текст, главным лейтмотивом которого я вижу боль. По сюжету в нем черти захватывают монастырь, и духовность людей оказывается утеряна. Я верю, что уйдут черти и из нашего монастыря, как того хотел великий художник, человек и гражданин, душа и совесть народа, выразитель чаяний народа и обличитель оболванивания, мой отец Василий Макарович Шукшин.
— Эти места подарили мне удивительное ощущение родины… Важно заглянуть внутрь в себя, найти это ощущение и вернуть ему свет, выразить его словами и соединить с другими. Так, надеюсь, мы сможем снова стать тем единым организмом, которым всегда являлись, но почему-то об этом забываем.
— Я твердо уверен, что этой награды (Шукшинской литературной премии — Прим. ред.) достойны и герои моей книги «Росяной хлебушек». Они имели огромное терпение, имели в своем сердце много сочувствия, доброты и самопожертвования. Я думаю, что их жизнь полна необыкновенного света, полна справедливости. И я думаю, что за их жизнью, наверное, нет уже и смерти.
— Для меня моя родина лучше всех, а для вас Алтай — лучше всех. Это очень хорошо. Любя свою родину, мы становимся ближе друг к другу… Огромное счастье, что мы живем на этой земле, говорим по-русски, исповедуем главные основы жизни — милосердие, сострадание и любовь. Огромнейшее счастье быть в России. Слава Богу, что нет запасной Родины.
— Я рад, что практически первый показ моего нового фильма «Смотри на меня» состоялся именно на вашей земле. После просмотра мы со зрителями, утирая слезы, еще час говорили, обсуждали, что они там увидели. И от этого душа выпрямляется. Спасибо вам.
— Я чувствую здесь энергетику этой земли, священной алтайской земли, на которой рождаются талантливые, светлые, открытые, добрые люди. Я здесь впервые, но отчего-то чувствую, что являюсь частичкой этого места. Это круто и радостно, что в любой точке нашей необъятной страны мы можем чувствовать себя, как дома.