август 5, 2024
В Алтайском крае запущены девять новых проектов в здравоохранении. В зоне внимания минздрава оказались условия работы поликлиник, сопровождение пациентов, запись к врачам и многое другое. Каждый проект имеет своего эксперта-куратора, имеющего наилучший опыт и задающего планку всем остальным медучреждениям. Все это призвано упорядочить оказание той или иной помощи, сделать ее более доступной, а в итоге сохранить жизни. «Нельзя жить и думать по-старому. Сервисность – одна из первоочередных тем для здравоохранения. Это забота о населении, которой нам так не хватает. Нам надо не забыть ни о ком», – так прокомментировал новую реальность министр Дмитрий Попов. Рассказываем, что нового.
Медики Алтайского края.
Дмитрий Лямзин/altapress.ru.
В крае более 1600 сел, в которых имеются 836 стационарных фельдшерско-акушерских пунктов. Но поскольку население в селах тает на глазах, а инфраструктура, мягко говоря, не привлекает новых жителей, укомплектовать ФАПы медработками непросто. Порядка 356 ФАПов сегодня стоят пустые. Периодически туда приезжают сотрудники из близлежащих отделений, но этой меры недостаточно.
«Мы смотрели лучшие практики по доступности медпомощи в других субъектах. Этот проект заимствовали из Оренбургской области, у них такая же беда – большое количество ФАпов, а фельдшеров нет», – говорит Дмитрий Попов.
Для закрытия минимальной потребности в первичной доврачебной помощи районные медорганизации по специальной программе в Барнаульском медицинском колледже обучают помощников фельдшера.
Это обычные жители сел, которые не имеют медицинского образования или имели, но по каким-то причинам ушли из профессии. Проект начался с сентября 2023 года, определили должностные инструкции, функциональные обязанности и создали программу обучения.
«У нас есть уже есть три выпуска, 55 человек трудоустроены в центральные районные больницы и работают у себя в селах. Еще 13 человек нужны, чтобы закрыть всю потребность, - говорит Дмитрий Попов. – И это один из самых удачных наших проектов. Получаем благодарности от населения. И от самих помощников фельдшеров, вплоть до слез, ведь у многих из них вообще не было работы в селах».
Функционал этих сотрудников не так уж и мал, несмотря на то, что они, конечно, не врачи: измерение давления, постоянный мониторинг состояния здоровья, доступ в информационную систему и возможность записи пациента на прием к врачу, консультации с фельдшерами, медсестрами и врачами ЦРБ, патронаж на дому и паллиативная помощь, выдача льготных лекарственных препаратов.
13 тыс жителей малочисленных населенных пунктов позволит охватить первичной медпомощью проект «Помощник фельдшера».
В крае расположены более 530 населенных пунктов с численностью населения менее 100 человек. Там нет не только врача, но и фельдшера – это буквально белые пятна на карте здравоохранения края. Для медпомощи сюда приезжает мобильный ФАП. К работе привлекают бригады врачей или средних медработников исходя из потребности жителей: диспансеризация и профилактические осмотры, вакцинация, диспансерное наблюдение и т.д.
ФАПы работают по строгому графику, а все их передвижения отслеживают в онлайн-режиме. «Конечно, погода иногда нарушает планы, снежная зима или паводок, - признается министр. – Но проект работает. Задача для каждого ФАПа – охватить осмотрами 2500 жителей в год. Всего в этом году мы уже осмотрели 45 тыс. человек».
По нормативу каждый житель края должен быть осмотрен врачом около девяти раз в год. Теперь это гарантированно доступно и в малых селах. Локацию ФАПов периодически пересматривают. Например, мобильный комплекс может осматривать и соседний район.
Мобильные работники также могут заносить данные о пациентах в единую информационную систему или группу риска, требующую отдельного врачебного внимания, а также записать к терапевту в ЦРБ, выписать лекарства или доставить уже назначенные.
44 мобильных ФАпа работает в крае, до 2030 года добавится еще 8.
Большое количество вызовов скорой помощи на поверку оказываются не экстренными, нет там угрозы жизни. То есть это неотложная помощь, которая нагружает «скорую», а та в итоге не может приехать в нормативный срок – не более чем 20 минут. В прошлом году минздрав решил в течение месяца «попилотировать» проект «неотложки» на Бийском медицинском округе.
Дело в том, что после создания единой службы скорой помощи, диспетчерская станции в Бийске с полным набором отличных специалистов освободилась. Теперь они работают на весь край.
Экипажи оснастили планшетами по образу и подобию «скорой», результат увидели почти сразу. «Скорая» стала направлять вызовы на новую структуру, и количество неотложных вызовов выросло. В Бийском округе работало в среднем 50 бригад «скорой», 10 из них после переадресации оказались полностью свободны в течение дня.
Поэтапно проект стали внедрять во всех округах. Диспетчер отслеживает машины по навигаторам и направляет к пациенту ближайшую не занятую бригаду. «Неотложка» получает наряд в пути, может работать весь день, не заезжая в поликлинику, а результаты осмотра пациентов вносит через планшет в единую информационную систему, которая доступна другим врачам. В проект включены все ЦРБ и городские поликлиники края.
37% - на столько снизилась нагрузка на бригады скорой медицинской. Количество бригад «неотложки» увеличилось на 49%, время обслуживания пациентов увеличилось на 32%.
Цель этого проекта – увеличить время приема и снизить нагрузку врача на заполнение документов и прочую неврачебную работу.
В педиатрии проект действует не первый год. В числе дел – организация кабинетов доврачебного приема, фильтр-боксов, отдельной службы по выдаче справок и выписок, отслеживание неотложной помощи.
Кабинеты выдачи справок и первичного приема уже организованы в 90% детских и взрослых медицинских организаций. Люди все больше стали обращаться за справками и выписками на Госуслуги, правда, здесь не все так гладко.
«Мы увидели большой процент людей, которые в итоге не получают, что хотят, - говорит Попов. – Стали разбираться. Оказалось это техническая проблема. Чтобы получить документ, нужно скачать информационную систему на свой телефон или компьютер, но до этого не все доходят. Система отказывает, и на этом этапе человек бросает попытки, мол, опять у вас ничего не работает. Информируем – все работает, нужно только установить приложения, они на самом сайте Госуслуг прописаны и алгоритмизированы».
В части взрослого населения проект оказался не так прост. Из него как часть плавно вытекает следующий, имеющий ту же цель, – правильную организацию первичного приема.
Основное требование к медорганизациям – увеличение количества слотов для первичной записи, то есть часов и минут, на которые человек может записаться. Цель – сделать так, чтобы врач работал столько, сколько положено по нормативу, и уделял сколько положено времени каждому пациенту.
В идеале поликлинический прием – плановый. Человек должен приходить в поликлинику с известной и понятной целью, а не срочно. «Это вопрос не минут и часов, на самом деле. То есть не должно быть такого: «мне надо к неврологу, потому что у меня что-то с нервами», - объясняет министр. Бывают случаи, когда повод придти в поликлинику возник внезапно, а запись на прием закрыта. Для этого должны быть везде созданы отдельные структуры – кабинеты неотложной помощи – чтобы не сдвигать очередь и не создавать скандалов внутри поликлиники. Так называемые нулевые талоны – это зло, которое мы должны искоренить».
В том числе по итогу проекта должны вовсе исчезнуть из поликлиник люди, которым «только спросить» и «доктор сказал без очереди зайти».
«Сегодня мы работаем над тем, чтобы определить саму правильность повода обращения в поликлинику, - говорит Попов. – Надо ли было человеку именно к этому специалисту? Может быть, к другому, и тогда сократится и нагрузка на врача, и время ожидания приема для самого пациента. Для этого нужно администрирование всего процесса в каждой медорганизации».
Регистратуры в старом понимании этого слова, согласно проекту, перестанут существовать. Поскольку каждый пациент будет знать, во сколько, куда и к какому врачу ему прийти. Вместо этого в поликлинике начнут работать администраторы – управляющие потоками внутри, которые помогут пациентам ориентироваться. «Такая служба лояльности внутри поликлиники. Это идеальная картинка, к которой мы постепенно идем», - говорит Дмитрий Попов.
И еще признается: «Последние два проекта, не скрою, очень сложные. Для понимания: совокупно в год мы регистрируем 19 млн обращений в поликлиническое звено. Объем серьезный. И нам надо выработать единообразные подходы и для ЦРБ, и для всех городских поликлиник».
27% - на столько снизилось количество нулевых талонов за время работы проекта. На 51% выросло количество слотов для записи к врачам.
40% - на столько увеличилась запись в поликлиники через Госуслуги за полгода.
Это самый социальный и заботливый проект. В нем речь идет больше о пожилых людях. По статистике типичный портрет человека с инфарктом – мужчина 71-80 лет, живущий в селе, с инсультом – женщина 61-70 лет, живущая в городе.
«Человек после таких событий в один миг становится другим, – комментирует Дмитрий Попов. – Его выписывают из краевых учреждений домой, где он не может даже повернуться на койке. Все обыденные дела для него превращаются в героические подвиги».
С момента, когда человек только госпитализируется с диагнозом, о нем уже должна узнать его поликлиника или ЦРБ, чтобы начать работу с родственниками, оценить его социально-бытовые условия, обеспечить всем необходимым для нормального существования, чтобы быть готовой выписать лекарства, прийти на патронаж.
«В первые три дня после выписки из стационара человека обязательно должен прийти врач или медсестра и осмотреть на месте, – говорит министр. – Это как с новорожденными, их тоже должны посетить на дому в первые три дня».
Это крайне важно, потому что для таких пациентов существуют критические сроки – первая неделя, первый месяц и первые три месяца. По статистике в первый месяц умирает 36% людей, перенесших инсульт и 46% перенесших инфаркт. «Если мы проходим все критические сроки, выживаемость этих людей растет многократно. Мы должны научиться так организовывать уход за ними, чтобы никого не потерять в эти три месяца», - говорит Дмитрий Попов.
Сегодня служба 122 ежедневно обзванивает 3000 пациентов или их родственников, уточняет состояние, показатели давления и пульса, наличие лекарств и правильное время их приема, необходимость какой-либо помощи. Такой мониторинг позволяет снижать смертность.
Врачей, медсестер и фельдшеров, занятых в проекте, уже два года подряд тестируют на знание клинических рекомендаций по всем сердечнососудистым заболеваниям. Если видят пробел в знаниях, организовывают краткосрочные курсы в медицинском вузе.
«Ежегодно в крае выявляют около 3500 инфарктов и около 8500 инсультов. Получается 12 тыс. в год и, стало быть, 24 тыс. человек за два года организации службы – за столькими людьми мы должны организовать наблюдение, – подсчитываем Дмитрий Попов. – Этот проект мы делаем совместно с минсоцзащиты, огромная благодарность министру Наталье Оськиной и всем ее сердечным коллегам».
10% - на столько снизилась смертность от инсультов и инфарктов по сравнению с 2023 годом.
«Это наша социальная ответственность перед пациентом, у которого еще только повод возник задуматься, что у него рак», – говорит министр.
В этом проекте работа идет в четырех направлениях:
Сегодня в большей степени отрабатывается первый этап. Люди с онкоподозрениями выявляются еще в поликлиническом звене через информационные системы, заподозрить рак может любой врач. С этого дня до консультации в онкодиспансере должно пройти не больше 14 дней, они даются, чтобы сделать минимальный набор необходимых для консультации онколога диагностических процедур. Если требуется дообследование в онкоцентре – не более до 10 дней.
«Критерий эффективности службы простой – процент пациентов, дошедших до онкодиспансера, – рассказывает Дмитрий Попов. – Если в вашей ЦРБ девять из десяти пациентов, находящихся на сопровождении, пришли на пример к онкологу, значит, вы работаете хорошо. А если из десяти пять где-то потерялись – плохо».
Ежегодно в крае около 13 тыс. человек получают такой неутешительный диагноз. А подозрение возникает у порядка 50 тыс. человек. Помимо этого на диспансерном наблюдении после лечения находятся еще около 77 тыс. человек. «В общем 120-130 человек – зона нашего мониторинга в этом проекте», - подытоживает Дмитрий Попов.
Проект начали в ноябре 2023 года. Сейчас в каждом медучреждении назначены ответственные, утверждены четкие алгоритмы действий медработников амбулаторий, стационаров и диагностических служб, чтобы максимально эффективно «передать» пациента из первичной медорганизации в специализированную.
На линии 122 появилась цифра «6» для обратной связи от пациентов, которые не могут своевременно получить медицинскую помощь в связи с диагнозом.
В 2 раза сократились сроки ожидания специализированной помощи при злокачественных образованиях.
Этот проект создан по аналогии с предыдущим для людей, которым требуется помощь специалистов краевого уровня, когда все ресурсы ЦРБ и городских больниц исчерпаны.
«Мы увидели большие проблемы в части показаний для такой помощи, – объясняет министр здравоохранения. – Кто назначает такие консультации? Почему очередь составляет несколько месяцев? Разбираясь, мы увидели, что в 70% случаев показаний для такой консультативной помощи нет. То есть люди ждали, а помощь именно этого специалиста была на самом деле не нужна. Другая проблема была в том, что высококлассные краевые специалисты есть и в других учреждениях, а не только в краевой больнице, но к ним почему-то не записывают, и очереди нет».
В некоторых поликлиниках и ЦРБ, оказалось, у обычного участкового врача была возможность записать пациента в краевую клиническую больницу по первому «хочу к такому-то доктору». «Увы, так можно было, да, – комментирует министр. – Пациент в итоге становился в огромную очередь».
Сейчас минздрав и краевая клиническая больница разбираются с этим массивом записей и людей, чтобы видеть реальные дефициты в той или иной спецпомощи. Среди решений проблемы обучение профильных специалистов, создание соответствующих вакансий в межрайонных центрах, развитие телемедицинских консультаций, поскольку очная консультация не всегда нужна.
Решение о консультации специалиста краевого уровня должен принимать не отдельный врач, а врачебная комиссия на местах. Она же назначает все обследования, дальнейшие решения по ведению пациента принимает клиническая больница.
«Пока мы только вошли в проект, не можем похвастаться большими результатами. Идет работа над ошибками в ЦРБ и городских поликлиниках», - говорит Дмитрий Попов.
До 7-14 дней должен сократился срок получения специализированной помощи в учреждениях третьего уровня.
Суть проблемы в том, что подход к лучевой диагностике во всех муниципалитетах края разный. С разным перечнем оборудования, где-то оно и вовсе еще аналоговое. С разной укомплектованность врачами. С разными интерпретациями исследований. Это сказывается и на доступности такой помощи для населения, и на репутации медработников, и в итоге даже на дальнейшей судьбе пациента.
Сегодня в районах, где нет рентгенолога, а работает только лаборант, снимки дистанционно оценивают специалисты Диагностического центра или другие врачи ЦРБ и поликлиник, которые не так загружены работой. Это возможно благодаря региональному архиву медицинских изображений.
Более того, рентгенологи могут использовать искусственный интеллект. Он может интерпретировать снимок в качестве «второго прочтения» (пока ИИ неофициален и работает в тестовом режиме), а врач примет окончательное решение. «У нас есть ИИ по интерпретации флюорограмм, дальше КТ, рентген, маммограммы и, если получится, приобретем программу для диагностики меланомы», – рассказал Дмитрий Попов.
Задача проекта – сократить дефицит кадров, снизить нагрузку на оборудование, качественно описывать снимки и своевременно выдавать результаты.
Цифра
14 муниципалитетов, где нет рентгенолога, должен охватить проект службы лучевой диагностики.
1777 – столько жизней нужно сохранить в 2024 году, согласно планам минздрава.
Алтайский край на первом месте в СФО и на седьмом в России по численности сельских жителей. А также на первом месте в СФО по количеству медорганизаций и на втором по количеству ФАПов и врачебных амбулаторий.