август 14, 2024
15 июля четверо байкеров из маленького села Целинное запрыгнули на мотоциклы и отправились в 13-дневное путешествие к священным водам Байкала. Там их ждали настоящие бурятские буузы, нетленный старец, знающий ответы на все вопросы, и масштабный мотофестиваль. Об этом и многом другом нам рассказал член команды байкеров Максим Зарва.
Путешествие к Байкалу
Соцсети мотоклуба "Свора"
Приходит мотоциклист к нетленному телу хамбо-ламы Итигэлову и говорит ему: «Хамбо-лама, я проделал долгий путь на мотоцикле, чтобы задать тебе главный вопрос, но не смог его сформулировать». И тогда хамбо-лама ответил ему: «Если ты проехал весь путь ко мне на мотоцикле, то все свои ответы ты уже нашел».
Эту притчу Максим Зарва привез с собой из далекого путешествия к сердцу Азии летом 2024 года. Оно надолго запомнится мотоциклисту восхитительными пейзажами, удивительными знакомствами, танцами под дождем и ответами на главные вопросы жизни. А каких — известно только нашему герою одному.
О таком приключении Максим мечтал еще с 14 лет, когда впервые сел за руль мотоцикла. Но тогда ему недоставало опыта, водительских прав и более мощной техники, которая смогла бы унести его навстречу ветру и раскаленному асфальту.
Став старше и поменяв несколько мотоциклов, мужчина стал выбираться в одиночные поездки. Он объездил весь Алтайский край и не раз бывал в Республике Алтая. «А потом своим дурным примером заразил друзей-мотоциклистов», — смеется Максим.
Вместе с товарищами — такими же поклонниками мотопутешествий, как и наш герой - они создали в Целинном районе мотоклуб «Свора». Он занимается организацией дальних поездок и помогает всем «железным паломникам», которые проезжают через Целинное.
Первые две поездки байкеры совершили в Горный Алтай, преодолев более 1,5 тыс. км. После этого мотоциклисты решили — пора браться за что-то посерьезнее. Например, за покорение Байкала, который лежал в нескольких тысячах км от маленького села Целинное.
«Первый маршрут был еще более масштабным, чем нынешний, — рассказывает Максим. — Мы собирались отправиться в Монголию и вернуться домой через Байкал. Но по ряду причин от этой идеи пришлось отказаться и построить новый маршрут, уже к самому озеру».
Маршрут
Целинное - Кемерово - Ачинск - Абакан - Саяногорск - Абакан - Дивногорск - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - восточная часть Байкала - Иволгинск - Целинное.
В команду путешественников вошли трое пилотов и один штурман: Евгений (Жека), сам Максим (Драуг Ромэнэр), Евгений (Мрак) и его супруга Анна (Аннэт). К слову, Аннэт до этого лета ни разу не отправлялась в подобные приключения и решила впервые рискнуть.
«Мы ее очень уважаем за это! Ей, как и нам, пилотам, было непросто. А иногда даже тяжелее, как штурману. Она отлично справилась, а на обратном пути и вовсе чувствовала себя на пассажирском месте, как дома», — рассказывает Драуг.
Подготовка к путешествию заняла у байкеров один год. Они заменили своих прежних железных коней на «баварских», которые отличались большей мощностью и выносливостью. Не раз меняли маршрут, включая одни населенные пункты и заменяя их другими. А также закупили экипировки на сумму более 100 тыс. рублей, начиная от шлемов и заканчивая мотоботами.
В путь команда из Целинного отправилась 15 июля. Дорога до Байкала заняла у байкеров пять дней и еще четыре дня — вдоль самого берега.
На пути к озеру путешественники посетили крупнейшую в России электростанцию - Саяно-Шушенскую ГЭС, увидели красоту Хакасии и поели настоящих бурятских бууз. И даже попали на большой байкерский фестиваль «Байкальский берег», на котором собралось 1,5 тыс. мотоциклистов со всей России.
«Президент нашего клуба Мрак однажды встретил в Мартыново (Алтайский край) байкеров из иркутского мотоклуба, — рассказывает Максим. — Они разговорились, и Мрак обмолвился, что наш клуб собирается к ним на Байкал. Они воодушевились и позвали к ним на фестиваль, еще и пообещали бесплатно провести (а билеты там стоят порядка 2 тыс. рублей). И действительно, не забыли про нас, встретили и приняли, как родных».
По рассказам байкера, атмосфера на фестивале была невероятная: огромное количество мототехники, концерт кавер-групп, исполняющих песни «Короля и шута», и очень интересные знакомства. Там наши герои подружились с байкершей из Находки – Коброй, звездой в мире мотопутешествий.
Но больше всего мотоциклистам запомнился Иволгинский дацан в Бурятии. Ведь там находится дворец, в котором сидит в позе лотоса нетленное тело хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова.
По легенде, 15 июня 1927 года Итигэлов сел в позу лотоса, собрал учеников и попросил их читать ради него молитву-благопожелание для умершего. Ученики не осмелились произнести ее в присутствии живого учителя. Тогда хамбо-лама начал сам читать эту молитву и, находясь в состоянии медитации Тукдам, согласно буддийскому учению, ушел в нирвану.
«Изначально мы не собирались в дацан, о нем нам рассказали проезжающие мимо алтайские туристы. И мы с ребятами подумали: а почему бы нам тоже не отправиться к старцу? Тем более что я слышал о нем раньше. Там мы отклонились от маршрута и поехали ко дворцу», — рассказывает Максим.
Легенда гласит, что от тела хамбо-ламы отходит красная нить. За нее можно подержаться и попросить старца о самом сокровенном или задать главный вопрос своей жизни.
Собеседник признается, что такого вопроса у него не нашлось. «Смотришь на старца, а по телу мурашки идут. И не хочется ничего спрашивать. В голове лишь мантра «Ом мани падме хум» — Успокойся и смотри», — вспоминает путешественник.
Дорога была очень насыщенной и не менее тяжелой. Максим рассказывает, что на третий день начали «отстегиваться» руки, ноги и спина. Постепенно тело привыкло к такой нагрузке, но в памяти надолго останется тяжесть первых дней пути.
«А ведь существует еще мотонорматив «Железная Ж», который присуждают байкеру за прохождение 1,6 тыс км за сутки! До такого нам еще далеко», — отмечает мотоциклист.
В дороге байкеров застал проливной дождь, который не прекращался шесть часов на протяжении 300 км. Максим вспоминает, что тогда из сухого у них остался только коньяк.
Но гораздо хуже ливня оказалась удушающая жара.
«Когда ты в полном обмундировании, то тебе не страшен ни ливень, ни снег, ни метеоритный дождь. Но в нем невероятно душно, особенно под палящим солнцем. И от жары мы буквально бежали: выпьем на заправке холодной воды и быстрее на байк, чтобы обдувал ветерок», — рассказывает собеседник.
Не обошлось и без поломок. Не доезжая до Красноярска, у Максима «кончилось» колесо — ехать на нем дальше было невозможно.
Починить байк, а также отдохнуть и подкрепиться путешественники смогли на байк-посту в Красноярске — специальной стоянке для мотоциклистов. Подобные есть по всей России, они создаются силами самих байкеров и предоставляют ночлег и помощь путникам бесплатно.
«Мне очень повезло: на красноярском байк-посту нашлось целое колесо, которое оставил путешественник-немец во время пути в Монголию. Ему оно не подошло для поездок по бездорожью. И шериф байк-поста отдал мне его бесплатно. На нем я вернулся домой», — рассказывает Максим.
Один из старейших байк-постов в стране - в Усолье-Сибирское в Иркутской области. Мотоциклисты выкупили старинный дом, принадлежавший некогда купцу. Они его отреставрировали и создали внутри необходимые условия для мотоциклистов: спальные места, душ, кухня, гостиная, а также гараж, где можно починить свой байк. На входе обязательно встречает шериф — он принимает гостей и следит за порядком. В Усолье-Сибирское его звали Бонифаций, рассказывает путешественник.
Таких стоянок на пути байкеров было пять. Хоть проживание на байк-посту бесплатное, но среди мотоциклистов существует традиция — оставлять пожертвования. На них пост закупает постельное белье, делает ремонт, платит коммунальные платежи и многое другое.
«На пожертвованиях никто не настаивает. Наоборот, шерифы даже предупреждают: лучше поберечь деньги, ведь в дороге может произойти все, что угодно. Но все равно совсем ничего не оставить — это дурной тон среди мотоциклистов. Ведь «донаты» поддерживает работу байк-постов и способствует развитию мототуризма в стране», — объясняет путешественник.
Весь этот путь стоил того, чтобы увидеть огромную, кажущуюся безграничной, гладь Байкала. Полюбоваться ей путешественники могли только со своих байков и вечером перед сном. Времени на отдых у озера у них практически не осталось из-за непростого долгого пути.
Зато дорога обратно в Целинный район заняла у мотоциклистов всего четыре дня. «Возвращаться домой всегда легче и быстрее», — улыбается Максим.
«Я бы назвал это путешествием духа — когда есть только ты и дорога. Ты движешься, ищешь ответы на сложные вопросы, а голова не обременена бытовыми проблемами. Своего рода динамическая медитация», — рассказывает собеседник.
Также путешественники во время пути выполнили спортивный мотонорматив «Мотодальнобой Бронза». Его присуждают мотопутешественнику, который преодолел за одну поездку 5 тыс. километров.
А в ближайшем будущем путешественники собираются побить собственный рекорд и отправиться на байках на Кавказ.