Жизнь

Ее не взломать. Что такое электронная подпись, и как и где ее использовать

В последнее время все больше в оборот входит аналог письменного заверения на бумаге — электронная подпись. Что это такое, зачем и где она нужна, какие есть риски и чем «электронка» может быть лучше письменной, рассказал Евгений Зрюмов, министр цифрового развития и связи Алтайского края.

Мужчина держит карту банка и смартфон.
Мужчина держит карту банка и смартфон.
Фото: ru.freepik.com, автор Dragana_Gordic.
1
Что это такое?

По сути, электронная подпись — это специальный цифровой код, который прикрепляется к электронному документу и гарантирует, что данный документ подписал именно владелец данной подписи, а не кто-то другой. Помимо этого, подчеркнул Евгений Зрюмов, код обеспечивает получателю уверенность, что данный документ не изменялся после подписания.

Распространение электронных подписей вызвано, в первую очередь, активным развитием цифровых государственных сервисов и услуг.

Госуслуги.
altapress.ru
2
Зачем это нужно?

На сегодняшний день при использовании электронной подписи можно получать государственные услуги, совершать сделки с имуществом, подавать официальные заявления в различные организации, подписывать договоры, вести юридически значимый документооборот.

3
Что для этого необходимо

Электронные подписи в зависимости от их вида могут находиться на различных носителях — компьютерах, специальных токенах, usb-флэш накопителях, смарт-картах.

Безусловно, отметил глава краевого минцифры, для обеспечения возможности работы электронной подписи на компьютере потребуется установка дополнительного программного обеспечения — криптопровайдера, которое позволяет операционной системе компьютера взаимодействовать с электронной подписью.

Компьютер.
unsplash.com

Есть различные производители данного программного обеспечения, как платные, так и бесплатные варианты. Платное программное обеспечение может отличаться расширенным функционалом и технической поддержкой пользователей.

4
Насколько это безопасно

Использование электронных подписей вполне безопасно, подчеркнул Евгений Зрюмов. Более того, в большинстве случаев электронная подпись даже надежнее обычной.

Рукописную подпись на бланке легко подделать. Она будет похожа на оригинал, и отличить подделку сможет только эксперт.

Передача документов.
Фото: ru.freepik.com, автор pressfoto.

Случаев подделывания электронной подписи не зафиксировано. Но при этом необходимо соблюдать правила безопасной работы с электронной подписью: ни в коем случае не передавать ее третьим лицам, не сообщать пин-код от подписи, в случае утери сразу сообщить в удостоверяющий центр, выдавший данную подпись. Также рекомендуется регулярно обновлять ПО и использовать средства антивирусной защиты на устройстве, где используется электронная подпись.

5
Виды подписей: как выбрать?

На данный момент в нашей стране используется три вида электронной подписи: простая, усиленная неквалифицированная и усиленная квалифицированная электронная подпись.

Пример простой электронной подписи — это коды доступа из СМС, или пара «логин+пароль» в личном кабинете сайтов. Простая электронная подпись создается непосредственно той системой, в которой она используется, и подтверждает, что ее выпустил конкретный человек. Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, получении госуслуг и т. д.

Женщина держит смартфон и банковскую карту.
Фото: ru.freepik.com, автор freepik.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. Усиленная неквалифицированная электронная подпись идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносились ли изменения в документ. Такие подписи используют для внутреннего и внешнего электронного документооборота, но только если стороны предварительно договорились об этом.

Усиленная квалифицированная электронная подпись — так же, как и усиленная неквалифицированная, создается с помощью криптографических алгоритмов, но выдавать ее может только аккредитованный Минцифры России удостоверяющий центр. Такая подпись может использоваться для того, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с Федеральной налоговой службой, подписывать любые электронные документы — они будут иметь юридическую силу.

Работа. Бизнес. Компьютер.
unsplash.com.
6
Сколько это стоит получить электронную подпись?

В соответствии с действующим законодательством, юридические лица (индивидуальные предприниматели, общества с ограниченной ответственностью) получают электронные подписи в удостоверяющих центрах Федеральной налоговой службы бесплатно, для этого потребуется подать заявление по установленной форме и приобрести сертифицированный ключевой носитель для записи на него самой электронной подписи.

7
Как оформить электронную подпись физлицу?

Физические лица могут получить электронную подпись в специальном приложении «Госключ», либо в аккредитованном Минцифры России коммерческом удостоверяющем центре.

Приложение «Госключ» позволяет получить сертификат усиленной квалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов. Преимущество использования «Госключа» в том, что электронная подпись создается, хранится и применяется в непосредственно в приложении: не нужны USB-токены, СМС-пароли и все функции доступны без личной явки и без бумаги.

Женщина с банковской картой и смартфоном.
Фото: ru.freepik.com, автор katemangostar.

Подробнее об использовании приложения «Госключ» можно узнать на портале Госуслуг.

О чем еще напомнили гражданам

Как защитить данные на «Госуслугах»

Основную опасность при работе с порталом «Госуслуги» представляют злоумышленники, которые используют методы социальной инженерии — они пытаются различными приемами (телефонные звонки, электронные сообщения) получить от пользователей смс-коды подтверждения с портала «Госуслуги», с целью завладеть их учетными записями, после чего мошенники блокируют доступ пользователя к системе.

Получив доступ к персональным данным, мошенники пытаются, используя различные техники введения в заблуждение, вынудить «жертву» перевести деньги на подставной «специальный счет», либо передать наличными курьеру, якобы для защиты денежных средств от хищения.

Нужно помнить, что коды из СМС нельзя сообщать ни при каких обстоятельствах. Если вы услышали в разговоре про код из СМС или перевод денег на «спецсчет» — это мошенник, кем бы он ни представился. Нужно положить трубку и самостоятельно перезвонить на номер «горячей линии», указанный на официальном сайте «Госуслуг», или сайте финансовой организации, если звонок поступил из банка.

Специальное приложение, чтобы электронно подписывать документы

Для подписания документа физическим лицом достаточно иметь подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуг» и установить на смартфоне приложение «Госключ», с помощью которого можно, например, подать электронное заявление на поступление в вуз, регистрацию лица как индивидуального предпринимателя, заключить электронный договор купли-продажи автомобиля и т.д.

Можно также направлять себе электронные документы для подписания электронной подписью в приложении через функцию подписания документов. Например, в «Госключе» можно подписать документы для обращения в суд (понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись, ее можно оформить в приложении), акты выполненных работ, договор покупки недвижимости, договор услуг связи и пр.

Подробнее об использовании приложения «Госключ» можно узнать на портале Госуслуг.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость