Экономика

Нотариус для бизнеса становится обязательным

Нотариальная форма при смене директоров компаний стала обязательной с сентября этого года. Законодатель усиливает контроль нотариата в корпоративной сфере, чтобы бизнес не пострадал от мошенников и недобросовестных партнёров. Еще одно важное нововведение — переход на цифровые доверенности. Они стали обязательными для компаний, использующих электронный документооборот.

Мужчина работает с документами.
Мужчина работает с документами.
Фото: ru.freepik.com, автор freepik.

С 1 сентября решение общего собрания участников ООО о назначении (смене) руководителя имеет обязательную нотариальную форму (ФЗ от 8 августа 2024 года № 287-ФЗ).

Изменения в закон внесены для пресечения мошеннических схем. Случаев в Алтайском крае, по стране, когда третьи лица получают доступ к финансам компании, используя упрощённый порядок, так называемую «простую письменную форму» при проведении собраний, незаконной смене руководителей, — немало. Законодатель с помощью нотариальной формы ставит барьер таким действиям, — прокомментировала нотариус города Барнаула Елена Ачкасова.

Нотариус отметила удобство данной процедуры. Подавать заявление в ЕГРЮЛ в этом случае будет сам нотариус в электронном виде, не позднее следующего рабочего дня после дня присутствия на собрании, где был избран новый директор, и после получения протокола заседания собрания.

Опрошенные предприниматели высказались неоднозначно об обязательной нотариальной форме в случае смены первого лица компании, отнеся к минусам материальные издержки на нотариальные услуги. Однако, представители крупного бизнеса отметили, что и без внесения поправок все важные решения давно фиксируют нотариально.

Параллельно в корпоративной сфере идёт ещё один важный процесс — переход бизнеса на цифровые доверенности. С 1 сентября этого года машиночитаемые доверенности (МЧД) для компаний, которые используют электронный документооборот, стали обязательными.

Машиночитаемая доверенность — это цифровой документ с кодом, который возможно прочесть только в специальном электронном реестре. МЧД обладают большей степенью защиты.

Цифровая доверенность:

  1. Упрощает взаимодействие, облегчает документооборот. Полномочия представителя — сотрудника юрлица или ИП проверяются, по сути, автоматом.
  2. Исключает бумажную волокиту, т.к. не требует предъявления бумажной копии доверенности и её нотариального заверения.

МЧД должен оформлять на своего сотрудника руководитель организации или ИП.

МЧД заменят большое количество простых цифровых подписей и будут удобны, к примеру, для:

  • отправки отчетности;
  • взаимодействия с ФНС, Росреестром, банками;
  • работы на торговых площадках и подачи проектных деклараций;
  • документооборота с контрагентами и т. д.

Цифровую доверенность можно оформить в налоговой или у нотариуса.

Нотариусы отмечают, что совершенствуют свою работу для удобства граждан и бизнеса. Например, в сервисах ЕИС нотариата доступна функция по созданию черновиков МЧД. Это позволяет нотариусу заранее подготовить проект документа, согласовать его с клиентом, поэтому финальный этап подписания и удостоверения машиночитаемой доверенности займёт не более 5 минут.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость