сентябрь 16, 2024
В начале сентября представители четырех компаний Алтайского края посетили город Циндао КНР с международной бизнес-миссией. Во время поездки, организованной региональным Центром поддержки экспорта, провели переговоры с представителями торговых и перерабатывающих китайских компаний, обсудили перспективы и варианты сотрудничества.
Международная бизнес-миссия в город Циндао КНР
фото учасников бинес-миссии.
В составе делегации был и председатель Алтайского Союза крестьянских (фермерских) формирований, руководитель сельхозпредприятия «Агро-Спектр» Никита Кожанов. Аltapress.ru он рассказал о своей цели визита, а также поделился впечатлениями от переговоров с возможными партнерами.
- Какова была лично ваша цель поездки в Китай?
- В первую очередь мне хотелось изнутри посмотреть, как выстраивается международная торговля с КНР. Так сказать, самому узнать истинное положение вещей - с кем и на каких условиях возможно работать.
Сегодня поступает информация, в том числе из СМИ, что сотрудничество с Китаем - это серьезные риски для экспортеров. Что можно, к примеру, отправить вагон товара, а в итоге не получить расчет. Якобы уже многие погорели на этом, вплоть до банкротства.
На самом деле, как я убедился, с этой страной сотрудничает много российских партнеров и планируют работать с ней и дальше. Если бы было все так плохо, как нам преподносят, вряд ли кто-то рискнул заключать сомнительные сделки.
Конечно, при работе с Китаем есть определенные нюансы и сложности, но если заняться этим вопросом всерьез, то все вполне решаемо.
- Какие, например, нюансы?
- Кроме обязательных, прописанных законодательством условий, таких как статус экспортера, прохождение китайского мониторинга, квотирование пшеницы, нужно знать конечного покупателя продукции, на берегу договариваться о сроках, условиях поставок, объемах, качестве.
Как я уже сказал, все это решаемо, а учитывая, что границы с Казахстаном остаются закрытыми, и перспективы в этом вопросе весьма не определенные, нам важно пройти путь на Китай, - страну, наиболее привлекательную для аграриев Сибири в плане логистики и спроса.
- Какие культуры сегодня наиболее интересны китайским импортерам?
- Если делать выводы из прошедших встреч с китайскими представителями, а были и зернопереработчики, и мукомолы, производители масла, в том числе рапсового, то им интересно все.
Они готовы брать в том числе просо, которое в последние годы было вообще не востребовано. Из-за низкого спроса посевы под эту культуру серьезно сократились, а сегодня на нем можно было бы неплохо заработать.
- Теперь усиленно начнем выращивать просо?
- Как мне показалось, отношения с Китаем, впрочем, как и с другими странами-импортерами, похожи на сломанный паровоз. Мы видим, что у них востребовано сегодня, но боимся под эту культуру наращивать посевы, опасаясь, что это окажется не нужно завтра.
Я задавал участникам встречи вопрос о перспективных потребностях, на что получил ответ, что они работают в соответствии с текущим тендерным рынком. Думаю, если вести постоянный, тщательный мониторинг, можно сформулировать закономерности китайского рынка и на этой основе выстраивать экспортированный севооборот.
- Вы же ездили в Китай не ради любопытства. Какова все же основная цель? Планируете самостоятельно экспортировать урожай?
- Не только планируем, но готовим документы на получение статуса экспортера. Надеюсь, к концу года мы его получим. Учитывая, что рентабельность сельского хозяйства последние несколько лет стремительно идет к нулю, чтобы быть на плаву, нужно исключить из цепочки экспортных продаж лишнее звено - посредника.
- Хватит ли объемов «Агро-Спектра», чтобы заняться напрямую экспортом в Китай?
- А почему бы в этом вопросе алтайским фермерам не объединиться? В Союз входит более 230 сельхозпредприятий, которые обрабатывают более 300 тыс. гектаров. Когда я назвал эти цифры китайцам, у них глаза загорелись.
Им тоже интересны надежные партнеры, а не шарашкины конторы с уставным капиталом в 10 тыс. рублей. Интересны производители, которые реально работают на земле, имеют в собственности пашню, активы, а главное дорожат своей репутацией. С такими кампаниями они готовы договариваться, выстраивать перспективные деловые взаимоотношения.
- Говорят, восток дело тонкое. После поездки что можете сказать по поводу этого выражения?
- Если касаться деловой среды, то я отметил бы, что во многих китайских компаниях бизнес завязан на культурных традициях, исторических ценностях. С такими договариваться не просто, нужен особый подход.
Но есть и более современные, с обоснованным экономическим подходом. Но те и другие настроены поторговаться, и чтобы торг был в конечном счете в их пользу.
Такое чувство, что они никуда не торопятся, что у них масса времени, даже некий в этом азарт. Поэтому сделал вывод, что начинать переговоры нужно с высокой планки, чтобы в конце прийти к обоюдовыгодному соглашению.