Здоровье

Не повторяйте это дома! Почему депрессию и не только лучше лечить в стационаре, рассказали врачи

До сих пор бытует мнение, что справиться с депрессией можно и в домашних условиях — достаточно силы воли и пары сеансов у специалиста в месяц. Однако такой метод подходит далеко не всем, и порой человек не может даже встать с кровати, не говоря уже о лечении, объясняет Оксана Миллер, медицинский психолог психиатрической больницы им. Эрдмана. Почему тяжелую депрессию лучше лечить в стационаре, а не дома, и где в Барнауле оказывают такую помощь — рассказали сотрудники десятого психотерапевтического отделения.

Депрессия.
Депрессия.
CCO.

Весь мир словно рухнул

Татьяне Александровне — 70 лет, она родом из Троицкого района. Впервые она попала в «десятку» после сильнейшего пережитого стресса. Вместе с мужем женщина собирала грибы, как вдруг супруг упал в обморок, стал задыхаться и синеть. Как бежала за помощью, Татьяна Александровна едва помнит — тогда ей было очень страшно: за мужа, за себя и за всю семью. Казалось, что весь мир рухнул.

К счастью, помощь пришла вовремя. Супруга отвезли в больницу, и через короткое время он пришел в норму. А вот Татьяна уже не стала прежней.

«Я начала терять вес, за один месяц похудела на 12 кг, у меня появились страх и панические атаки…» — вспоминает женщина.

Татьяне Александровне пришлось посетить немало больниц и поговорить с разными врачами, прежде чем понять, в чем причина ее болезненного состояния. Так она оказалась в десятом психотерапевтическом отделении барнаульского стационара психиатрической больницы им. Эрдмана.

Страх, депрессия, отчаяние.
CC0

Тревожный регион

В «десятке» — так называют отделение медработники и пациенты — помогают людям с пограничными нервно-психическими расстройствами. В их числе депрессии, расстройства адаптации, посттравматическое стрессовое расстройство, тревожно-фобические расстройства, органические расстройства, постковидный синдром и другие.

Такие заболевания занимают порядка 70% от всех выявленных психических патологий в Алтайском крае. Число выявленных пограничных или непсихотических расстройств в регионе выше примерно на 28%, чем в среднем по России, сообщают в психиатрической больнице им. Эрдмана.

За 2023 год в России пациентов с непсихотическими расстройствами приходилось в среднем — 1408,5 человек на 100 тыс. населения. В Алтайском крае — 1807 человек на 100 тыс. населения.

Кот грустит.
СС0

Однако это еще не значит, что жители Алтайского края сильнее подвержены депрессии и тревожности, подчеркивают в медучреждении. Такие цифры могут свидетельствовать о хорошей выявляемости данных расстройств. Во многом это стало возможным благодаря появлению психотерапевтического кабинета на ул. Партизанской и десятому психотерапевтическому отделению.

«Не секрет, что родственники или друзья часто просто отмахиваются от жалоб больного на депрессию или тревогу, — рассуждает медицинский психолог Оксана Миллер. — «Возьми себя в руки, ведь у тебя ничего не болит!» – такой совет чаще всего слышат наши пациенты от близких. Больных с депрессией довольно часто обвиняют в безделье, порождая у них комплексы: «Почему ты ничего не делаешь, не встаешь, не помогаешь?». А человек в таком состоянии иногда просто не может встать с кровати…»

Оксана Миллер уверена, что в психотерапевтическом кабинете и десятом отделении пациенты могут получить долгожданную помощь и выдохнуть после многодневного напряжения. «Здесь можно свободно говорить о своем состоянии, ничего никому не доказывая и не испытывая при этом чувства вины», — подчеркивает специалист.

Врач. Пациент.
Freepic

Когда требуется стационарное лечение

В отличие от своей «коллеги» — «клиники неврозов» на ул. Партизанская, 147 — в десятом отделении пациенты проходят лечение в стационаре, а не амбулаторно. Показания для этого: степень выраженности депрессии, суицидальный риск и неэффективность амбулаторного лечения.

Пациенты попадают в отделение по направлению психиатра или психотерапевта. Лечение проходит строго конфиденциально, поэтому в выписке профиль учреждения не указывается.

Курс лечения занимает в среднем 27 дней и включает в себя, как лечение препаратами, так и занятия с психотерапевтом. Кроме этого пациенты занимаются лечебной физкультурой и творчеством, а на групповой терапии учатся расслабляться и изучают свое тело. Также специалисты помогают развить память и мышление, ведь они страдают в первую очередь при тревоге и депрессии.

Врач. Пациент.
СС0

«Наше отделение – как мостик между прошлым и будущим. Если в прошлом у человека была какая-то психотравмирующия ситуация, то здесь он сможет из нее выйти и сделать шаг в будущее, где ему будет спокойно и комфортно», – рассказывает заведующая отделением, врач-психиатр и психотерапевт Юлия Трунова.

После месяца лечения в отделении Татьяне Александровне стало намного лучше. Однако после выписки она перестала принимать назначенные препараты, и симптомы расстройства снова вернулись. Поэтому женщине пришлось лечь в отделение повторно.

«Я нигде больше не видела такого доброго и неравнодушного отношения к пациентам от врачей, среднего и младшего медперсонала, — рассказывает Татьяна Александровна. — В отделении чистота, прекрасное питание, физиолечение, которое есть далеко не везде… После лечения здесь я начала доверять докторам, ведь они здесь лечат не только препаратами, но и своей добротой».

Психология
Freepic

При выписке каждый пациент получает список индивидуальных рекомендаций: как преодолеть очередную кризисную ситуацию, как восстановить свой ресурс, что делать в случае обострения расстройства и какие препараты использовать.

Находят себя, друзей, любовь

В отличие от других отделений больницы им. Эрдмана, «десятка» — самая открытая. Она разрушает все стереотипы о психиатрических медучреждениях. Здесь разрешены личные телефоны и прогулки по территории. Пациенты смотрят телевизор, пьют вместе чай, вяжут, гуляют и общаются друг с другом. А за время лечения успевают найти новых друзей и даже возлюбленных.

Оксана Миллер стала свидетельницей такой необычной истории любви. Ее пациенту Анатолию – за 50 лет, он давно разведен, отслужил на СВО по контракту и лег в отделение с посттравматическим расстройством. Ирина – чуть старше, она давно вырастила детей и жила одна в деревне, а затем так же попала на лечение в отделение.

Доброта, любовь, поддержка.
СС0

В один из вечеров Ирина, как и обычно, сидела в холле и вязала. Ее заметил Анатолий. Они познакомились, разговорились и начали общаться. «Словно нашли друг в друге какой-то отклик», - вспоминает врач.

Ирина прониклась к новому знакомому и вскоре начала заботиться о нем. Женщина следила за тем, как Анатолий поел и как принимает лекарства. И даже познакомила с дочерью.

«К концу лечения Ирина попросила выписать ее пораньше, чтобы навести порядок в квартире у Анатолия — они решили начать жить вместе, — рассказывает Оксана Миллер. — Надеемся, что все у них все хорошо. В поле зрения психиатров они больше не попадали».

Медицинский психолог отмечает, что такие добрые знакомства и дружеские отношения в отделении больницы не редкость. Многие продолжают дружить и после лечения. «Люди встречаются, по привычке делятся друг с другом переживаниями и полученными в больнице навыками с ними справляться», — рассказывает специалист.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость