сентябрь 20, 2024
Продолжаем рассказывать о путешествии по Беларуси: об избранных местах, облике городов, эмоциях и ценах. Последним из нашего цикла стал Витебск – воздушный город, наполненный атмосферой творчества и запахом кофе. А еще некоторые его улицы напоминают о Барнауле.
Витебск. Ратуша
Екатерина Карзова
«Не знаю, мудро ли ты поступила, приехав после «Славянского базара»». Чаще всего именно такую реплику я слышала от местных.
Этот международный фестиваль искусств проводят в Витебске с 1992 года. И каждый раз перед ним старый город стоит в лесах – здания приводят в идеальный порядок.
Сами жители Витебска не любят шум толпы и гром музыки. Но им по душе, например, ярмарка творчества, которая занимает всю пешеходную ул. Льва Толстого.
Вне фестиваля этот город очень спокойный. Здесь не так уж и много достопримечательностей по сравнению с другими местами Беларуси, все сконцентрировано практически в одном месте.
Здесь просто приятно гулять, забегая на драники в кафешки с названиями вроде «Кукуха». Бар «Аптека» зазывает выпить «микстурку». В «Марке Шагале» играют современные хиты, перепетые на джаз-манер, а официанты готовы подать пряник-мольберт, на котором можно нарисовать свой шедевр съедобными красками. Но местные все предпочитают ходить в «Батькову Хату» — вкусно и недорого.
Шагая по старой брусчатке, то и дело натыкаешься на арт-объекты. Вроде скамейки-пазла. Ее сидение и спинка представляет собой раскрашенный набор брусочков. Нужно подкрутить каждый так, чтобы составить единую картину авангардиста.
Тут же — на стенах художественного училища в линию висят барельефы известных учеников и преподавателей: Василь Быков, Марк Шагал, Казимир Малевич…
В течение дня по округе несколько раз разносится красивый перелив часов башни старой ратуши. А вечером, с лестницы с бесконечным числом ступенек открывается вид на закат, который преображает Западную Двину.
В 1597 году король Польши и Швеции Сигизмунд III Ваза даровал Витебску магдебургское право. Создали магистрат, выборный орган самоуправления. А для него на тогда еще Рыночной площади построили деревянную ратушу. Которая к концу XVIII века превратилась в каменную красавицу в стиле виленского барокко.
Сейчас внутри нее – большой городской музей. Самые интересные залы – те, что посвящены древней истории Витебска. Здесь в стройную экспозицию выставили археологические находки: стеклянные украшения, бытовые предметы, оружие. С аудиогидом выстраивается рассказ о городе, основанном княгиней Ольгой.
В одном из залов выставили коллекцию найденных на территории Витебщины кладов: в земле, за печками, на чердаках, в старых башмаках. Есть даже фрагмент разбитой средневековой свиньи-копилки.
В отличие от минского музея Groshi предметы здесь выставили не вычищенными, а примерно в том же виде, как их нашли. Потускневшие монеты и свернутые в трубочки банкноты соседствуют с идеальными ассигнациями – будто их напечатали вчера.
Таксидермистский зал оформили с большой любовью, выстраивая композиции с каждой природной зоной Витебской области и разными временами года. Но птичку все равно жалко.
Экспозиция о Великой Отечественной войне в основном рассказывает о партизанах и подполье. Прямо перед ратушей в те годы находилась виселица, где казнили витебское сопротивление.
Попалась временная выставка «Песняры-55». Ожидаемо она состояла из эскизов сценических костюмов, афиш, программок, фотографий, рукописей и винила. Пластинки здесь прокручивали для полного погружения.
Еще, заплатив отдельно, можно подняться на смотровую площадку ратуши. Отсюда открывается панорамный вид на центр города и его окрестности. Но пускают туда в определенное время.
20 белорусских (600 российских) рублей – стоимость посещения всех экспозиций. 60 рублей – аудиогид. 210 рублей – подъем на башню.
Немного в стороне от пешеходной зоны, у дворца губернатора (ранее здесь ночевал Наполеон и размещался КГБ) находится арт-центр Марка Шагала. Это часть его мемориального музея, где также развернута выставка графических работ художника (литографии, ксилографии, офорты, акватинты).
Экспозиция меняется каждые три месяца: это бережет экспонаты.
Одни из самых ценных – подаренные внучками Шагала рисунки-иллюстрации к «Мертвым душам» Николая Гоголя.
Говорят, музей понравится только «подготовленному зрителю», поэтому я решила начать с чего-нибудь «попроще» и отправилась в дом-музей, на противоположный берег Западной Двины.
Там, на тихих улицах спрятался красный дом с табличкой «Здесь жил мастак Шагал». Его строил отец художника.
Крошечный домик, куда беспрерывно заходят группы туристов. Слушают экскурсовода в комнатках не люди, а какие-то сельди в бочке. Вокруг обстановка начала XX век, копии документов и работ художника. Увы, ни одного подлинника.
Больше музея привлекает его двор и памятник Марку Шагалу, окруженный яблонями и цветами. Юный кудрявый художник полусидит на спине тонконогого ослика и прижимает к себе скрипку-палитру. Ее гриф – Эйфелева башня. Смычок – кисть. Называется «Витебская мелодия на французской скрипке».
Марк Шагал провел в Витебске детство и юность, но большую часть жизни прожил в Париже.
В 5 минутах ходьбы от музея, на ул. Покровской стоит памятник с уже другим Шагалом, пожилым. Он сидит в кресле и тоже держит палитру. Задумчив. А над ним парит муза, в которой узнаются черты любви всей его жизни – Беллы.
Сам район Задвинье, где находится музей, интересный: краснокирпичные домики, старинные фабрики (хлебозавод, пивзавод и т.д.). Улица Кирова со своими домами сталинского периода сильно напоминает проспект Ленина в Барнауле. Только с фасадов ничего на голову не крошится.
4 белорусских рубля (120 российских) – стоимость посещения арт-центра. 5 рублей (150 российских) – дома-музея.
Вернемся в старую часть города. На Западную Двину смотрит роскошный Свято-Успенский кафедральный собор. Как и ратуша, в барочном стиле. Место намоленное: церкви на этой Пречистенской горе появлялись с XV века.
Но это не спасло предпоследний храм от 1936 года: его взорвали. Восстановили совсем недавно.
К храму собору ведет цепочка лестниц, не хуже, чем у нас в Нагорном парке. Легче немного обойти и подняться по пологой ул. Льва Толстого.
Если будете так обходить, наткнетесь на уже знакомую Ратушную площадь и помпезную Свято-Воскресенскую церковь (она повторила судьбу Успенского собора). От нее уже открывается живописный вид на реку Витьбу, где горожане катаются на катамаранах.
Перед храмом стоит памятник всадника на коне – это великий князь литовский Ольгерд, который покровительствовал строительству православных церквей. Да и вообще стал витебским князем.
Что не взрывали в Витебске (не будем считать войну), так это римско-католический костел Святой Варвары XIX века в Задвинье. Просто использовали как склад, а после войны забросили. Сейчас он вновь работает и зовет паству в чистые, белые стены. Здесь проводят службы на польском языке.