сентябрь 20, 2024
Россия уже сейчас входит в пятёрку стран по производству водных биологических ресурсов (ВБР). При этом фокус инвестиций будет смещаться с классического вылова на производство продукции аквакультуры. Колоссальный потенциал этого направления будет реализован за счёт вхождения в отрасль крупных игроков, способных выстроить всю цепочку добавленной стоимости «от садка до прилавка», осуществить импортозамещение и даже начать экспортировать на мировые рынки. На ближайшие 3-5 лет потенциальный объём инвестиций в аквакультуру Россельхозбанк оценивает в 70-100 млрд рублей. О глобальных и российских перспективах развития аквакультуры рассказала Первый заместитель Председателя Правления РСХБ Ирина Жачкина на пленарной сессии VI Международного рыбопромышленного форума в Санкт-Петербурге.
Россия уже сейчас входит в пятёрку стран по производству водных биологических ресурсов (ВБР).
Фото предоставлено Россельхозбанком.
По оценке ФАО, в 2023 году объём (в натуральном выражении, без водорослей) производства аквакультуры впервые превысил добычу водных ресурсов, отметила Ирина Жачкина. В 2023 год мировой объем производства аквакультуры составил 96 млн тонн, увеличившись на 82% к 2000 году. При этом объем добычи водных ресурсов остался практически без изменений. В России же с начала 21-го века объем производства аквакультуры вырос в 4 раза до 400 тыс. тонн, однако её доля в балансе производства остается пока небольшой — 7-8%.
Сегодня в мире основной прирост бизнеса происходит именно в аквакультуре, тогда как темпы дикого промысла стагнируют, а в отдельных странах даже падают. Например, в Чили, Японии, Таиланде, Норвегии и Китае. По словам Ирины Жачкиной, «этот тренд очень напоминает энергопереход — от ископаемых источников тепла и света к возобновляемой энергетике».
Мы видим три глобальных тренда: ограниченность естественных ресурсов стимулирует развитие бизнеса в аквакультуре, лидеры по объему добычи ВБР одновременно являются крупнейшими производителями аквакультуры, сокращение производства рыболовства под влиянием ESG стимулируют развитие аквакультуры. Как профильный банк мы считаем, что дальнейшее наращивание и масштабирование рыбного бизнеса связано именно с аквакультурой. По сути, аквакультура — новая нефть, а аквакультурные кластеры — новые месторождения, — сказала Ирина Жачкина.
Ещё одна тенденция, на которую обратила внимание спикер, заключается в прямой корреляции между объёмом производства рыбы и её потреблением. Россия входит в топ-5 крупнейших производителей водных биологических ресурсов (ВБР), однако находится за пределами первой десятки по их потреблению: 21-22 кг на душу населения в последние годы при установленном показателе Минздрава 24 кг и целевом показателе Правительства 28 кг к 2030 году.
Мы изучили рынок и пришли к выводу, что в нашей стране существует колоссальный спрос на свежую рыбу и морепродукты, который предстоит удовлетворить. Эти позиции входят в топ-3 продуктовых товаров, которые влияют на выбор покупателем магазина. При этом чаще других свежую рыбу и морепродукты выбирает платёжеспособная молодёжь 25-34 лет. Наибольший спрос в категории фреш, а также полуфабрикатов или готовой еды. Спрос на эти товары — ключевой драйвер рынка аквакультуры. Поэтому мы и называем её «голубым океаном», то есть новой точкой роста, — объяснила Ирина Жачкина.
Мировой опыт аквакультуры показывает, что отрасль проходит три этапа развития. Первый – множество мелких производителей, которые в силу ограниченности ресурсов не могут внедрять новые технологии и зависят от импорта мальков, кормов и т.д. Второй этап — консолидация отрасли за счёт масштабирования бизнеса лидеров. Запускаются новые высокотехнологичные производства, которые замещают импортную генетику, корма. Создаются вертикально интегрированные холдинги, работающие по принципу «от садка до прилавка». И, наконец, третий этап — это международная экспансия и экспорт.
Сейчас в России 86% аквакультуры — это малый и микробизнес. Однако и мировой опыт, и наша история возрождения сельского хозяйства показывают одно: рынок может уверенно расти, если появляются гиганты, которые консолидируют финансовые, технологические и управленческие ресурсы. В аквакультуре один из самых высоких уровней рентабельности во всей экономике, он достигает 45-55%, и это стабильный показатель, так как у аквакультуры низкая зависимость от мирового бизнеса. К 2030 году мы ожидаем роста производства аквакультуры в полтора раза до 618 тыс. тонн. Для этого нужны вложения в собственные корма, генетику, программное обеспечение, оборудование, создание и модернизацию перерабатывающих мощностей. Россельхозбанк готов вкладывать средства в подобные проекты. Мы оцениваем инвестиционный потенциал аквакультуры в 70-100 млрд рублей на ближайшие 3-5 лет, — заключила Ирина Жачкина.