Как, вопреки санкциям, алтайские врачи обеспечивают лекарствами особенных больных

сентябрь 30, 2024

С вводом санкций на зарубежные препараты, многие обеспокоились, что с рынка исчезнут и лекарства для лечения болевого синдрома. А ведь они жизненно необходимы для паллиативных пациентов. К счастью, Алтайский край не только справился с трудностями, но и вошел в число регионов России с наилучшей обеспеченностью лекарствами для лечения болевого синдрома. Об этом сообщает пресс-служба краевого онкологического диспансера.

Больница. Медицина.
unsplash.com

Статистика

На сегодняшний день в Алтайском крае около 5,5 тыс. паллиативных пациентов нуждаются в эффективной противоболевой терапии. Большую часть больных — почти половину — составляют пациенты с онкологией. Во вторую половину входят ВИЧ-пациенты, больные терапевтического и кардиологического профиля, а также те, кто перенес тяжелые физические травмы.

Возраст паллиативных пациентов разнится от 30 до 80 лет и старше. Но также есть и те, кому только недавно исполнилось 18 лет, и совсем дети. Чаще всего в паллиатив они попадают с неврологическими патологиями. Лидируют такие диагнозы, как детский церебральный паралич и спинально-мышечная атрофия (СМА).

«Заболеваемость хроническими и неизлечимыми болезнями в Алтайском крае в 1,6 раза выше, чем в целом по России, — объяснял нам главный специалист по паллиативной помощи в Сибирском федеральном округе Виктор Павлишинец в . — В нашем регионе живет достаточно возрастное население, которому требуется медицинская помощь. Свой отпечаток в виде тяжелых форм рака наложили и испытания на Семипалатинском ядерном полигоне».

Алтайский онкодиспансер.
АКОД "Надежда".

Новые лекарства и формы лечения

По данным федеральной информационной системы, обеспеченность паллиативных пациентов в Алтайском крае составляет 100%. В регионе с каждым годом растет число пациентов, получающих опиоидные анальгетики, а вместе с ними увеличивается и объем лекарственных препаратов на одного пациента. Количество используемых препаратов выросло в 10,5 раз, по сравнению с 2014 годом.

Во многом положительных результатов удалось добиться за счет федерального проекта по повышению качества и доступности паллиативной медицинской помощи. Например, за годы реализации проекта удалось изменить структуру обезболивающей терапии в лучшую сторону, отмечает Виктор Павлишинец.

Например, в 2017-2018 годах врачи чаще всего использовали инъекции опиоидов. Они отличались сильным, но кратковременным эффектом. По мнению специалиста, инъекционные препараты хорошо снимают острую боль, но для лечения хронического болевого синдрома совершенно не подходят. Сейчас специалисты отдают предпочтение препаратам неинвазивной формы — они составляют более 62% используемых лекарств.

Укол.
СС0

«В настоящее время мы имеем широкий выбор различных форм и дозировок опиоидных анальгетиков – от таблеток и инъекций, до трансдермальных пластырей и капель. Это позволяет врачам очень гибко подходить к назначению эффективной противоболевой терапии, контролировать возможные побочные эффекты и время наступления потолочного эффекта», — объясняет Виктор Павлишинец.

Одно из главных достижений паллиативной медицины Алтайского края — это преодоление санкций. Специалист отмечает, что они даже поспособствовали развитию импортозамещения. «В настоящий момент России есть все необходимые препараты для оказания паллиативной помощи», — заявляют в онкологическом диспансере.

Онкологический диспансер.
Анна Зайкова.

Дальнейшие планы

В этом году актуальная маршрутная карта от федерального проекта заканчивает действовать. Тем не менее, планы у алтайской медицины масштабные.

Виктор Павлишинец рассказал на профильной конференции, что со следующего года к списку препаратов для оказания паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях добавится и специальное энтеральное питание. Раньше пациенты могли получать его только в условиях стационара, сейчас же оно станет доступно для лечения в амбулаторных условиях, в том числе и на дому.

Цифры

В Алтайском крае работают пять стационаров для взрослых, 12 амбулаторных кабинетов, семь отделений выездной патронажной службы для взрослых, четыре детские выездные бригады. Взрослых коек — 137, детских — 23.