июнь 28, 2008
Выдержки из доклада независимого политика Владимира Рыжкова "Парлмент: скольжение по наклонной".
Возвращаясь к выступлению Владимир Рыжков отметил, что в российских условиях невозможно добиться независимости судебной системы. Если у исполнительной власти нет автономного независимого парламента. Если монополия на власть будет в руках бюрократии, суд не сможет принимать независимые решения.
- А теперь перейдем к парламенту. В этом году юбилей не только этой конференции, но и у современного российского парламентаризма. На протяжении последних 15 лет парламент сохраняет одну и ту же форму.
В выборы последней Думы ликвидировали одномандатные округа и до крайности сократили количество партий, которые могут принять участие в выборах. В 2003 году было 48 партий, а в 2007 году – всего 15 партий. То есть 33 партии было ликвидировано властью осознанно.
Экономический рост в стране начался в 1999 году. Став премьер-министром, Владимир Путин принял ряд главных решений, которые сделали его популярным. Одно из его главных решений было – начать вторую чеченскую войну. Рейтинг Путина возрос с 2-3% в конце 1999 года до 52% в начале 2000 года. У Путина был взрывной рост популярности.
С момента прихода Путина к власти началась деградация парламента. И я расскажу, в чем это заключалось. Создание политического блока «Единство», которое тогда возглавляли Шойгу, Карелин и Гуров. В 1998 году они провели яркую пиар-кампанию, и Путин получил таким образом 83 места в Государственной Думе.
Потом заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков вызывал по одному к себе в кабинет депутатов, и рассказывал им, что пришла новая власть, сильная и популярная. И предлагал всем присоединиться. В течение этого года Путин получил большинство в Думе третьего созыва. Потом 223 места в Думе превратились в 310 мест. В Думе четвертого созыва Путин получил конституционное большинство – 70% голосов.
Первый указ Путина – это создание семи федеральных округов, которые до сих пор существуют. Их задача была – поставить под контроль политические элиты регионов и губернаторов. Потом началась реформа Совета Федерации, который должен был палатой регионов, представлять интересы регионов. А в результате мы получили очень странную палату, где больше половины членов проходят согласование в Кремле – откуда у них понимание интересов регионов? Де факто Совет Федерации является органом для бизнеса и бывших политиков. Совет Федерации как самостоятельный орган исчез. За последние восемь лет Совет Федерации внес в Госдуму 31 законопроект, из которых только один (!) стал законом. Уработались…
Кадровый вопрос, за который отвечает Совет Федерации, превратили в рутину. Ни одна кандидатура, предложенная Кремлем, не была отклонена.
При Путине изменили избирательное законодательство. Повысили барьер для партий, ликвидировали 250 одномандатных округов, отменили минимальную явку избирателей на выборах в Госдуму, отменили в бюллетенях графу «против всех», в списки выбирают только зарегистрированные партии.
За четыре года число зарегистрированных партий сократилось с 48 до 15. Общественным организациям запретили наблюдать за выборами. Наблюдать за выборами разрешили только наблюдателям зарегистрированных партий.
Парламент должен принимать законы, контролировать исполнительную власть, быть представительным органом – представлять интересы граждан. Но эти три функции сегодня деградировали.