Эксперт честно рассказал, как будет проходить налоговая амнистия и к чему она приведет бизнес

октябрь 14, 2024

Директор Центра налоговых решений «КМК» Юрий Марков говорит, что малому бизнесу сейчас придется приложить максимум усилий, чтобы пересмотреть свои финансовые и административные схемы, поскольку налоговое бремя для предпринимателей становится критически тяжелым. Обсуждаем с экспертом подводные камни налоговой амнистии и ее ближайшие последствия.

Бизнесмен. Менеджер.
СС0

Простить и отпустить

- Как начиналась налоговая амнистия, о которой заговорили в еще мае, и как на нее отреагировал бизнес?

- Амнистия – это ведь только часть большой налоговой реформы. По этому проекту повышаются очень многие налоговые платежи, которые формально налогами не являются. В частности, различные акцизы, госпошлины, в том числе судебные, МРОТ, размеры окладов, после которых появляются льготы по страховым взносам – пунктов очень много.

Все это было заявлено в конце весны. И вишенкой на торте стала налоговая амнистия за дробление бизнеса, которая вызвала наиболее эмоциональную реакцию предпринимателей. Смысл ее, если коротко, в том, что если предприятие пересмотрит бизнес-модель и приведет ее в соответствие с законодательством, то его освободят от налоговых доначислений и штрафов за прошлые годы.

Идея была грамотно подана и имела очень эмпатичный посыл – хорошо же, если все грехи простят, и можно начать общение с налоговой с чистого листа. Более того, налоговые органы применили негласный мораторий на проверки по дроблению, то есть перестали проверять предприятия, и малый бизнес ощутил существенное снижение давления ФНС. Вздохнули, увидели свет в конце тоннеля, нарисовали радужные перспективы.

Юрий Марков, директор Центра налоговых решений "КМК".
nalog100.ru.

- В июле все идеи правительства обрели форму закона 176-ФЗ, и стало понятно...

- И стало понятно, что не все так просто. 176 Федеральный закон - это, по сути, список изменений в Налоговый кодекс. Есть несколько основных моментов.

Первое - мы получили повышенную ставку НДФЛ и прогрессивно измененные пороги. Второе – увеличение налога на прибыль с 20 до 25%. Третье – тот бизнес, который пользовался упрощенной системой налогообложения, стал плательщиком НДС, и налоговая теперь имеет право применять к нему другие методики проверки, в том числе камеральную.

В этом в принципе есть плюс. Многие переживали: «Почему меня наказали, а конкурента моего нет, а он делает то же самое». Так вот теперь все в равных условиях.

Еще один нюанс. «Упрощенку» вроде расширили - лимит дохода предприятия для ее применения вырос до 450 млн рублей. Но эта простота и расширение, как выясняется при дальнейшем планировании, в подавляющем большинстве случаев дает не очень хороший финансовый результат.

Если в 2022-2024 годах от проверок по дроблению страдали в основном предприятия, превышающие порог дохода в 150-160 млн в год, то сейчас основная проблемная зона сместилась к небольшому превышению 60 млн в год.

По статистике государства, это небольшой процент предпринимателей, а с точки зрения рынка, это основанная доля тех, кто нас обслуживает в повседневной жизни, – мелкое производство, общепит, розница, услуги.

Планку в 60 млн не планируют повышать, а с учетом реальных показателей инфляции и роста потребительских цен, доход таких предприятий постоянно растет. И если у тебя сейчас оборот 55 млн, велика вероятность, что через год он все же превысит 60, и ты попадешь под пристальный взгляд ФНС.

Налоги. Бухгалтерия.
открытые источники (CC0)

- То есть ФНС не учтет естественное увеличение или снижение доходов?

- Более того, по новому закону предприниматель на основании оборота за 2024 год должен будет выбрать систему налогообложения на три последующих года. Например, оборот составил 75 млн, директор решает закрыть пару магазинов в 2025-ом, чтобы снизить оборот и, соответственно, налоги. Но он все равно будет вынужден применять систему налогообложения, исходя из 75 млн. И это тот тонкий момент, о который, я думаю, будет сломано немало копий. Ситуация очень токсичная.

Мутации бизнеса

- Понятно, что нужно менять налоговую модель бизнеса, но риски попасть под дробление и получить доначисления и штрафы возрастают, правильно?

- Налоговый орган говорит: вы можете изменять модель бизнеса как угодно во имя получения прибыли, лишь бы основной причиной этих изменений не были налоги. Иначе это признают дроблением.

Но дело в том, что в 2025 году налоги как расходная статья бизнеса становятся критически большими. И предприниматели вынуждены менять финансовую и модели, исходя именно из налоговой нагрузки. Это важнейший фактор изменения параметров бизнеса.

- Какие есть еще?

- Достижение определенного финансового порога или масштаба, при котором требуются изменения.

Допустим, при глобальном расширении директору компании становится трудно руководить всеми подразделениями в одиночку. Есть коммерческая концессия или франшиза, когда предприниматель понимает, что его бизнес-модель – это и есть продукт, который принесет будущему владельцу финансовый успех.

Хороший пример – Додо Пицца, которая позиционирует себя как IT-компания, они не продают пиццу, они продают готовый бизнес-процесс продаж пиццы.

Есть и другие примеры легального раздела бизнеса. Предприниматель может избавиться от неликвидных подразделений, повышая тем самым обороты и кредитный рейтинг. Такие кейсы налоговый орган принимает.

Иногда меняется структура реализации. Это нам продемонстрировал ковидный период, когда от основных бизнесов отделилось множество предприятий по доставке и интернет-продажам.

Налоги. Бухгалтерия.
открытые источники (CC0)

- Как налоговые органы трактуют дробление? Есть четкое определение?

- В основу дробления всегда кладутся одинаковые бизнес-процессы. Если они разные, а собственник один, то это могут и не признать дроблением. А если собственники разные, но процессы одни и те же – структура закупа, финансирование, бухгалтерская служба, сам бизнес как под копирку, вот тут вы попадаете.

Определение дробления впервые опубликовано законодательно: «Это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов».

Речь идет о признании некоего бизнеса единым. Определение достаточно обобщенное, на нем настояло ФНС, хотя предприниматели требовали конкретизации: что такое единый/не единый, подконтрольный/не подконтрольный бизнес? Наиболее общее определение оставили, потому что побоялись, что грамотные юристы начнут пользоваться казуальными моментами в свою пользу.

При этом в налоговых органах действительно сложилась большая практика по дроблению еще с 2018 года, и, надо отдать должное, они этой практики придерживаются. Если ты сможешь доказать экономическую целесообразность разделения бизнеса, исключив налоговые выгоды, это примут.

Налоги. Налоговая практика. ФНС.
Nalog.ru

Сдали отчетность - сдали нервы

- Вернемся к амнистии. В конце лета ФНС возобновила проверки бизнеса на дробление. Что теперь?

- Да, месяц-два было затишье, бизнес-сообщество – а это ребята очень реактивные – начали реагировать только сейчас. Причем не руководители компаний, а бухгалтеры и юристы – респект им - которые реально понимают, с какими рисками предприятие может столкнуться уже через несколько месяцев.

Сейчас все решения в части дробления по итогам проверок 2022-2024 годов будут «заморожены». Если в 2025 году при проверке на предприятии не обнаружат дробление, то простят все, что начислено за предыдущие годы. Это и есть амнистия. А если обнаружат, то доначисления и пени с 2022-го прилетят по полной программе.

Бухгалтерия.
Анна Зайкова

- Как ФНС обнаруживает дробление?

- Методика такая. ФНС оценивает налоговые риски дробления в автоматической информационной системе. Предпринимателя приглашают, чтобы добровольно уточниться по этим рискам. Если он не сделает этого, проводят предпроверочный анализ, где определяют сумму реальных налоговых доначислений, и снова приглашают на уточнение. Это второй и последний шанс объяснить налоговой изменения в своей финансовой модели.

Далее проводят выездную проверку, где составляют акт и выносят решение о взыскании доначислений с расчетных счетов налогоплательщика.

Надо сказать, налоговые органы очень профессионально подходят к предпроверочному анализу. Он может затянуться и на год. И тут важно понимать, в каком психологическом дискомфорте все это время находится владелец бизнеса. ФНС ведет себя очень корректно, но сам факт неготовности к проверке изрядно тратит нервы.

По моим наблюдениям среднестатистического бизнесмена хватает на месяц-два, потом он готов заплатить любые деньги за то, чтобы это наконец-то закончилось, и сам идет в налоговую уточняться. Больше половины предпринимателей идут «сдаваться» добровольно.

Мы как-то посчитали, что иногда можем снизить налоговые доначисления и на 70%, но для этого нашим экспертам нужно быть в процессе урегулирования споров около полугода. И этот срок, как я говорил, не все выдерживают. Исходя из нашей практики, предприниматель переплачивает примерно 30%, если хочет быстрее завершить проверку.

- О каких суммах идет речь?

- Мы говорили, что страдают в основном микро- и малые бизнесы, годовой оборот в которых составляет больше 60, но меньше 250 млн рублей. Доначисления за дробление в зависимости от этого составляют от 3 до 30 млн. Это существенные суммы.

Здесь надо понимать, что когда ведется спор, налоговая оперирует «чистыми» суммами доначислений. А предпринимателю важно понимать, что помимо них, он заплатит еще и штрафы, и пени. И вот эта сумма – это еще плюс примерно 45% к основной.

Налоги. Бухгалтерия.
открытые источники (CC0)

Уметь считать деньги

- Что сейчас, по-вашему, нужно сделать руководителям компаний, которые претендуют на налоговую амнистию?

- Основная задача – приведение своей налоговой модели в соответствие с новым законодательством, и главное условие тут – отсутствие дробления. Параметры его четко описаны.

Но тут возникает проблема: новая налоговая модель может дать отрицательный финансовый результат. Так что вторая, стратегическая задача – внедрение в компании культуры финансового учета. В моменты, когда расходы сильно растут, нужно очень хорошо уметь считать свои деньги.

- Разве не каждый предприниматель это умеет?

- Малый бизнес, как правило, не имеет средств на ведение качественного и дорогого учета. Многие привыкли работать в патентной системе. Формируется этакое «кассовое» мышление: вот столько я потрачу на закуп, остальное у меня в кармане.

Руководитель не особо следит за всеми затратами. Или не может следить, потому что вынужден решать огромное количество вопросов в одиночку: начиная от закупа и реализации, заканчивая маркетингом и рекламой. Плюс поиск персонала и многое другое.

Вопрос в том, что у малых предприятий зачастую нет не только финансовых ресурсов (а хороший бухгалтер это от 80 тыс. рублей и больше в месяц), но и технических – нужна довольно обширная IT-инфраструктура.

В общем, задача достаточно сложная. Но если предприниматель все же примет этот вызов и начнет профессионально считать деньги, шансы выжить велики. Проблемы будут у компаний, которые решат жить по старинке и надеяться на то, что налоговая их не заметит.

Бизнесмен.
Фото: ru.freepik.com, автор gpointstudio.

Самый простой путь

- Что делать тем, у кого действительно не окажется ресурсов на такие преобразования?

- Есть простой путь, и, я думаю, его последствия мы в скором времени сможем наблюдать. Малый бизнес будет повышать цены. Например, предприниматель, работающий на упрощенной системе налогообложения, плативший патент или 6%, будет теперь платить 11%. Эти расходы будут включены в реализационную цену. В итоге за эти решения заплатим мы с вами, как конечные потребители.

Если очень грубо посчитать, то цены повысятся примерно на 15%, но может быть и больше. Сейчас как раз наступил период просчета налоговых моделей на 2025 год, и в кейсах наших клиентов мы уже видим повышение наценки с 27 до 34%. После налоговой проверки в следующем году тем же займутся те предприниматели, которые пока еще не оценили свои возможности.

- А есть радикальные бизнес-решения?

- Есть. «Ну его, брошу все!» - и дальше ликвидация предприятия. Но это на эмоциях. И таких людей немного.

Я веду многие контракты по реструктуризации бизнеса, и у меня нет сомнений в том, что выходы из любой ситуации мы найдем. В процессе адаптации компаний к 2025 году владельцы проявляют чудеса изворотливости. Есть нетривиальные решения – иногда возникают новые продукты, новые методы ведения бизнеса.

Например, есть одна розничная сеть с магазинами в нескольких городах. В одном из них организовали собственные складские помещения, ассортимент и транспортную сеть. Головная компания заключила с директором договор франшизы, и все работает легально и с хорошей прибылью. Думают открываться в других регионах

Есть другой пример, когда предприниматель говорит: «Надо закрыть мне один магазин, он мне давно не нравится, тогда реализация снизится, и у меня будет льготы». Все верно. А раньше он и не анализировал и не знал, что вкладывает в этот магазин кучу денег, а доходов нет.

Отличительная черта российских бизнесменов в том, что они привыкли работать в кризисах. И одно из их качеств – высокая адаптивность. Это наша национальная черта, и она прекрасна. Первые реакции на нововведения очень эмоциональные, но люди быстро приходят в себя и начинают просчитывать перспективы. Сейчас время серьезных мозговых штурмов.