ноябрь 6, 2024
Алтайский край — в числе лидеров по экспорту в Сибири, а алтайские компании занимают ведущие позиции на внешнем рынке. Оставаться в большой игре предпринимателям помогают меры господдержки как федерального, так и регионального уровня. Какие возможности открыты для алтайского рынка и что для этого необходимо, рассказали экспортеры.
Компания «Август» выращивает в собственном фермерском хозяйстве и экспортирует зерновые, бобовые и масличные культуры.
Фото: Анна Зайкова.
Уже больше десяти лет Центр поддержки экспорта помогает алтайским компаниям выйти на внешний рынок. Он работает в рамках реализации национальных проектов «Малое и среднее предпринимательство» и «Международная кооперация и экспорт».
Основная миссия Центра — вовлечение субъектов малого и среднего предпринимательства края во внешнеэкономическую деятельность и продвижение их товаров, услуг и технологий на международные рынки.
Алтайский край имеет большой потенциал к экспорту своей продукции. Покупатели ценят ее за качество, экологичность и уникальность.
В 2024 году алтайские предприятия заняли сразу четыре призовых места во Всероссийском конкурсе «Экспортер года». Он проводится среди крупных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса, достигших наивысших показателей по несырьевому экспорту.
В числе победителей в номинации «Трейдер года» — экспортер сельскохозяйственной продукции компания «Август».
«Август» — одна из успешных алтайских компаний, которая работает исключительно с внешним рынком. Предприятие занимается экспортом зерновых, бобовых и масличных культур. Свою продукцию «Август» выращивает в собственном фермерском хозяйстве в Алейске, а после хранит собранный урожай на складах в Поспелихе.
Главный «покупатель» компании «Август» — это Китай. Только в 2023 году предприятие направило за границу 18 тыс. тонн гороха и почти 10 тыс. семян льна. Это самые востребованные продукты у китайских бизнесменов.
Например, горох используют в производстве фунчозы и протеина. По себестоимости он получается дешевле соевого белка и тем самым становится серьезным конкурентом для европейских производителей. Ячмень идет на корм сельскохозяйственным животным. А из льна готовят масло, которое применяют как в кулинарии, так и в народной медицине.
В 2024 году компания «Август» заняла первое место в конкурсе «Экспортер года» на региональном этапе, среди предприятий Алтайского края. Затем — победа в окружном этапе в Сибирском федеральном округе. А по итогам общероссийского конкурса компания вышла на третье место, уступив предприятиям Смоленской области и Краснодарского края.
Компания «Август» на протяжении нескольких лет плодотворно работает с Центром поддержки экспорта Алтайского края. При софинансировании Центра в текущем году была подана заявка на регистрацию товарного знака, и создан собственный сайт. В том числе Центр помог выйти компании на международную электронную торговую площадку.
Также Центр поддержки экспорта ежегодно проводит обучение для сотрудников экспортных предприятий. Есть несколько программ, как для новичков, которые только пришли работать в экспортную компанию, так и для руководителей предприятий. Так, летом 2024 года директор «Августа» Станислав Трифонов ездил на обучение в Московскую Школу управления «Сколково».
«Плюс этого обучения в том, что в «Сколково» я смог не только улучшить свои профессиональные компетенции, но и обменяться опытом с другими ведущими компаниями России, — рассказывает собеседник. — Вместе мы обсудили, как лучше работать на внешнем рынке, какие ошибки можно совершить в организации экспорта и как их избежать».
Как и для многих алтайских экспортеров, самый непростой вопрос для компании «Август» — это логистика. Из-за удаленности Алтайского края от международных портов, транспортировка обходится компании невероятно дорого. Станислав Трифонов объясняет:
«Если в Краснодарском крае достаточно загрузить продукцию на судно и отправить прямым рейсом, то нам требуется перевозить товар по железнодорожным путям в торговых контейнерах. В свою очередь, чтобы наполнить эти контейнеры, их необходимо везти на наш склад в Поспелиху — а дорога туда может быть размыта дождями или засыпана снегом. Все это увеличивает и время поставок, и их стоимость».
Но все же руководство компании старается не опускать руки и постепенно доставлять продукт до потребителя.
Сегодня компания, помимо Китая, сотрудничает со странами СНГ и поставляет до 20% своей продукции на их рынок. В ближайшем будущем «Август» планирует расширить географию экспорта и начать сотрудничать со странами Ближнего Востока, например, Ираном.
«Осенью у нас наступает особенно плодотворный период, когда заканчивается уборка урожая, и начинаются активные поставки, — рассказывает Станислав Трифонов. — Нужно успеть отправить продукцию к китайскому Новому году, чья дата выпадает на период с середины января по середину февраля. Будем надеяться, что трудовой год пройдет хорошо, несмотря на все трудности».
Основная цель компании на следующий год — твердо закрепиться на внешнем рынке, не забывать о внутреннем развитии и кратно увеличить объемы производства.
В числе ведущих экспортеров Алтайского края и группа компаний «Витамин Продукт», которые уже более 20 лет работают в регионе. Это одно из самых активных предприятий, которое регулярно выезжает на бизнес-миссии и выставки от Центра поддержки экспорта Алтайского края. Так, масла, сиропы и бальзамы «Витамин Продукта» известны уже и в Европе, и в Азии, рассказывает руководитель отдела продаж Сергей Зотов. Приятный бонус — все услуги, связанные с организацией выставок и бизнес-миссий, оказываются полностью за счет государственной поддержки.
Начинало предприятие с выпуска пищевых продуктов и биологически активных добавок — безалкогольных бальзамов, растительных масел, сиропов и других. Постепенно, год за годом, ассортимент компаний расширялся: появлялись соки, безалкогольные напитки. Осваивался и новый рынок косметической продукции. Сегодня предприятие выпускает свыше 2 тыс. различных наименований товаров.
Наталья Лапшина, руководитель отдела маркетинга, отмечает, что особенно плодотворными оказались последние четыре года, несмотря на различные мировые вызовы. За этот период компания провела масштабную модернизацию: запустила новую производственную площадку по выпуску полезной косметики и открыла цех по производству мягких желатиновых капсул.
«На сегодняшний день, особенно в период сезонных простуд, среди наших покупателей востребованы солевые растворы в виде аэрозолей с анатомической насадкой, — рассказывает Наталья Лапшина. — Также остаются популярны наши мультизлаковые батончики. Мы заметили, что покупатели предпочитают вкус “Яблоко и клюква”. Этот же продукт завоевал золотую медаль на международной выставке World Food-2024 в номинации “Продукты здорового и диетического питания, органическая продукция”».
«“Витамин Продукт” идет в ногу со временем, наладив производство популярной сейчас формы витаминов в виде шипучих таблеток. Это витамины и витаминные комплексы, энергетические напитки, коллаген, кальций и другие. Это современно, эффектно выглядит и очень удобно — бросил “шипучку” в воду и получил полезный напиток», — отмечает собеседница.
«Витамин Продукт» развивает экспортное направление с 2007 года. Первые поставки уходили в Латвию, Казахстан, Польшу и Германию. Сейчас география расширилась до Китая и Узбекистана. Также планируется заключить контракт с Таджикистаном.
Для иностранных клиентов алтайские продукты — это эксклюзив, и они закупают их в больших объемах, отмечает Наталья Лапшина. Среди иностранных клиентов популярны гриб чага, продукты и напитки на его основе, травяные чаи и растительные масла. Но особый ажиотаж на внешнем рынке вызывают продукты из облепихи: сок, масло, сиропы и нектары.
«В России есть только два крупных производителя продуктов из облепихи: это “Витамин Продукт” и томская производственная компания “САВА”», — отмечает собеседница.
В ближайших планах компании — запустить перспективное производство витаминных комплексов и БАД в виде желатиновых капсул. Одним из первых продуктов, который будет «упакован» в мягкую капсулу, станет облепиховое масло. Капсула, напоминающая круглые ягоды облепихи, позволяет сохранить все полезные и ценные свойства масла, долго хранится и удобна для транспортировки.
Конечно, без трудностей работа компании тоже не проходит. До сих пор непростой проблемой остается логистика. Из-за большой удаленности Алтайского края, компания вынуждена сталкиваться с различными задержками поставок.
Свои коррективы внесли санкции. Например, в Латвии и Польше под санкциями оказались травы и облепиховое масло. «Но мы совместно с заказчиком стараемся решить эти вопросы и найти компромисс», — рассказывает Сергей Зотов.
Наталья Лапшина отмечает, что с каждым годом интерес к алтайским продуктам только увеличивается. Люди все чаще делают выбор в пользу натурального производства. А пометка «Сделано на Алтае» сегодня уже стала настоящим брендом и гарантом качества.
«Все, что мы разрабатываем и выпускам в нашей компании, мы стараемся сделать на благо человека. Просто сделать вкусный батончик или увлажняющий крем с запахом ромашки — нам неинтересно. Нам важно, чтобы наши продукты шли на пользу покупателя. Тогда он будет возвращаться за ними снова и снова».