И роботы, и люди. Новые горизонты вагоностроителей Алтая

октябрь 30, 2024

7 октября отметил день рождения Алтай­ский вагоностроительный завод — один из крупнейших заводов России по производству железнодорожного грузового подвижного состава. Сегодня он входит в первую тройку лидеров отечественного вагоностроения.

Алтай­ский вагоностроительный завод.
Фото: Анна Зайкова.

С назначенным новым, но хорошо известным в крае генеральным директором «Алтайвагона» Алексеем Кунгурцевым — ранее он возглавлял Барнаульский вагоноремонтный завод — в начале года мы договорились с интервью не спешить, дать ему осмотреться, войти в курс дела.

— Алексей Владимирович, знаю, что ваше предприятие лидирует в отрасли по качеству выпускаемой продукции. По показателю безотказной работы в гарантийном периоде эксплуатации вагонов АВЗ в течение нескольких лет показывает лучший результат. За счет чего это сегодня достигается?

— За счет грамотной работы людей, налаженных бизнес-процессов и менеджмента качества. Плюс постоянное обновление технологий, цифровизация производства, оснащение техникой. Все это позволяет нам производить вагоны нового поколения с лучшими эксплуатационными характеристиками.

В прошлом году это подтвердила независимая экспертиза Алтайской ТПП. По итогам обезличенного инспекционного мониторинга предприятие было признано лучшим в номинации «Транспортное машиностроение» и получило «Звезду качества». Но, конечно, главное в этом успехе — ответственная работа рабочих, инженеров, конструкторов. А свои кадры мы ценим.

Алексей Кунгурцев, генеральный директор компании «Алтайвагон».
Фото: Анна Зайкова.

— В 2024 году предприятию присвоен статус «Социально ответственный работодатель Алтайского края». Что за этим стоит?

— Во-первых, достойный уровень оплаты труда. Средняя заработная плата по предприятию достигла 90 тыс. рублей. Ко Дню машиностроителя выдали премию всему коллективу в размере среднего заработка.

Во-вторых, создаем для сотрудников все условия для занятия спортом, в секциях нашего спорткомплекса они занимаются бесплатно. Проводим много досуговых, семейных и командообразующих мероприятий, помогаем людям лечиться в санаториях. Обеспечиваем работников льготным питанием. С особой теплотой относимся к ветеранам.

— Сегодня все предприятия жалуются на острую нехватку кадров. Перед вами этот вопрос не стоит?

— Этот вопрос актуален и для нас. В части квалифицированного персонала и перспективы. Промышленность находится на подъеме, а в прошлые годы, когда большая часть предприятий испытывала трудности, престиж рабочих профессий сильно упал. Теперь нам всем сообща нужно его восстанавливать.

Я рад, что это хорошо понимают в региональном министерстве и организуют необычные мероприятия по популяризации рабочих профессий, в которых мы принимаем активное участие. Такие, как своеобразный день открытых дверей для молодежи, которая интересуется работой предприятия, — «Открытая промышленность», или конкурс на лучший снимок с рабочего места «Ценные кадры». Кстати, в последнем победил Евгений Рукавицин — сталевар рубцовского филиала нашего предприятия.

На завод сегодня можно прийти, не имея рабочей профессии. Всему бесплатно научим. Держим тесную связь с профильным колледжем, со школами, выступаем перед ребятами, проводим для них экскурсии.

Алтай­ский вагоностроительный завод.
Фото: Анна Зайкова.
Алтай­ский вагоностроительный завод.
Фото: Анна Зайкова.
Алтай­ский вагоностроительный завод.
Фото: Анна Зайкова.

— Но это — создание заделов на будущее. А что кроме активной социальной политики помогает сегодня?

— И сегодня, и, конечно же, завтра — роботизация.

— Заместитель генерального директора по производству Николай Михайлович Комаров провел сегодня нас по некоторым цехам. Впечатление — огромное. На сварочном участке в цехе сборки рам наблюдали за работой роботизированного комплекса. Пять таких комплексов делают швы четко и без слов. Сколько бы высококвалифицированных сварщиков вам без них понадобилось?

— Порядка 24. Наверняка вы увидели место, которое мы готовим еще под один комплекс. Его планируем пустить в работу до конца года.

Однако роботизация — тоже не только благо. Например, сварочные роботы, работу которых вы наблюдали, поставили вопрос о качестве входящего металла. Им нужно, чтобы он был ровным, а где такой взять? Поэтому пришлось серьезно поработать с подготовительным производством.

Многие заготовки деталей сегодня делаются на автоматах плазменной резки, которые дают высокую точность, экономию металла и чистоту обработки поверхности. Мы последовательно исповедуем принципы индустрии 4.0 — четвертой промышленной революции, которая предполагает цифровизацию и автоматизацию производства, поэтому не останавливаем процесс постоянного технического перевооружения завода.

В следующем году планируется модернизация одного из роботизированных комплексов головного предприятия, предназначенного для сварки торцевых стен вагонов. Добавим двух дополнительных роботов к двум существующим. Этот проект позволит резко увеличить производительность комплекса, обеспечит возможность изготовления нескольких моделей торцевых стен одновременно на одном участке.

Модернизация поможет решить и кадровую проблему. Освободившихся квалифицированных рабочих можно будет перевести на другие участки предприятия, тем самым уменьшив проблему дефицита сварщиков.

Алтай­ский вагоностроительный завод.
Анна Зайкова.

— У «Алтайвагона» есть рубцовский филиал. Как он сегодня себя чувствует?

— Дышит ровно, без сбоев. Основной профиль предприятия — изготовление стального вагонного литья для грузового железнодорожного подвижного состава. В 2024 году выпуск стального литья здесь составит рекордные 67 тыс. тонн.

Есть и проблема. Она заключается в том, что «дышать» этот завод должен чисто. Не загрязняя окружающую среду. Начаты работы по устройству сложной системы пылегазоочистительных комплексов.

— Какие тренды сегодня есть в отрасли и насколько готовы к вызовам времени алтайские вагоностроители?

— Основные тенденции — увеличение межремонтного пробега и грузоподъемности вагонов. Сегодня завод выпускает крытые вагоны двух модификаций: с меж­ремонтным стандартным пробегом в 210 тыс. километров и увеличенным до 500 тыс. У нас уже давно есть сертификат по производству инновационной тележки с нагрузкой на ось в 25 тонн. Так что мы в тренде.

А поскольку сегодня «Алтайвагон», включая завод в Кузбассе («Кемеровхиммаш». — Прим. ред.), выпускает весь спектр грузовых вагонов, с учетом литейных мощностей, с учетом отличных инженеров, конструкторов и рабочих, мы в состоянии ответить на любые вызовы времени.

Алтай­ский вагоностроительный завод.
Фото: Анна Зайкова.
Алтай­ский вагоностроительный завод.
Фото: Анна Зайкова.
Алтай­ский вагоностроительный завод.
Фото: Анна Зайкова.
Алтай­ский вагоностроительный завод.
Фото: Анна Зайкова.
Алтай­ский вагоностроительный завод.
Фото: Анна Зайкова.

Из истории «Алтайвагона»

В отличие от многих эвакуированных предприятий, Днепродзержинский вагоностроительный завод имени газеты «Правда» приехал в начале Вели­кой Отечественной войны не на пустое место.

7 октября 1941 года

директор Алтайского деревообрабатывающего завода В. С. Беркин сдал, а директор вагонзавода им. газеты «Правда» В. Д. Мишкин принял завод со штатом, оборудованием и хозяйством.

Это событие стало началом более чем 80-летней истории предприятия. В годы войны алтайские вагоностроители выпускали продукцию военного назначения.

За значительный вклад в победу над врагом и укрепление обороноспособности страны завод был удостоен Ордена Отечественной войны первой степени.

Сегодня это высокотехнологичное современное предприятие, выпускающее порядка 700 грузовых вагонов в месяц.

Акционерное общество «Алтайвагон»
Алтайский край, г. Новоалтайск,
ул. 22-го Партсъезда, 16