октябрь 30, 2024
Каждый родитель хочет увидеть своего ребенка увлеченным и заинтересованным в получении знаний, но тут главное - не перегнуть палку. Как и чем мотивировать ребенка? Какие ошибки совершают родители? На эти и другие вопросы нам ответила семейный психолог, нейропсихоаналитический психотерапевт Юлия Латкина.
Подростки. Кеды.
СС0
— Конечно. В большинстве случаев, участие родителей в учебной деятельности оказывает отрицательное влияние на школьника из-за давления и навязывания своей точки зрения.
Очень часто родители жалуются, что приходится делать уроки с ребенком. Тогда я задаю им вопрос: «А вы собираетесь до 11-го класса за него учиться?» Если нет, тогда, может быть, сразу все это прекратить и дать ему некую самостоятельность в вопросе обучения?
Если он привыкнет, что все делают за него, то во взрослой жизни вообще не сможет делать что-либо без посторонней помощи.
— Нет таких случаев, чтобы ребенок не справлялся сам. Возможно, делал что-то некорректно, но это не повод выполнять домашнее задание за него.
Если он просит помощи, тогда можно аккуратно вмешиваться в процесс: сначала выяснить, что ребенку непонятно, и разобрать с ним эту тему вместе.
Если родители будут «учиться» за ребенка на «хорошо» или «отлично», то позже, без помощи старших, оценки однозначно скатятся до троек или двоек. Это нормально, нужно будет просто пережить. Ребенку обязательно нужно учиться совершать ошибки и исправлять их.
Более того, любого школьника нужно приучать к тому, чтобы он делал уроки в одно и то же время, тогда выработается привычка.
Некоторым детям это просто необходимо из-за того, что они долго входят в любой процесс и долго из него выходят. Привычка вырабатывается постепенно, поэтому родителям нужно будет проявить терпение и настойчивость.
— Нельзя переносить свои несостоявшиеся планы на школьника, поскольку они не имеют никакого отношения к его личности.
Чаще всего именно родителям нужно, чтобы дети учились на отлично, то есть у них в голове есть не закрытые «пунктики». Некоторые даже чувствуют себя плохими родителями, если ребенок учится удовлетворительно и в чем-то не лучший. В подобном воспитании «фонит» что-то свое, те самые переносы и проекции. В таких случаях с ребятами как раз все хорошо, а родителей пора в психотерапию. И это не шутка.
Также неверно полагать, что хорошие оценки являются чем-то само собой разумеющимся, поскольку в этом случае усилия детей теряют свою ценность. Их нужно хвалить за успешные результаты, потому что любая заработанная оценка - большой труд. При этом главное не перехваливать, иначе обесцениться сама похвала и будет негативно восприниматься.
Ко мне приводили ребят, которые примерно до пятого класса учились на одни «пятерки», а сейчас «тройки» пошли. Я говорю: стоп, дорогие родители, так вы сами его настроили таким образом. Здесь необходимо не обвинять ребенка, а понять, в чем настоящая проблема, так как сейчас мы видим следствие, а не причину.
Дети стараются, учатся на «хорошо» и «отлично» - их не хвалят, а за «двойки» и «тройки» ругают. То есть ребенок изо всех сил старается быть «хорошим», а все равно оказывается «плохой». Что такое хороший или плохой? Удовлетворяющий или неудовлетворяющий мои субъективные потребности. Мотивация к обучению пропадает окончательно.
— Конечно, но некоторые дети на похвалу не откликаются. Это те ребята, для которых стимулом является само достижение цели. У каждого ребенка свой склад ума, как и психика, потому и способ мотивации у всех уникальный.
— Нельзя побуждать детей учиться за материальную награду. Я предлагаю заменять деньги на «фишечки», которые станут накопительными баллами. Допустим, собрал определенное количество баллов - мы с тобой идем в кино.
Так или иначе, это должно быть то, что нравится ребенку, а интерес нужно развивать, потому что сам собой он не появится. Если мы не попробуем конфетку, то не узнаем, вкусная она или нет. Поэтому дети должны очень многое попробовать.
— Ребенка нужно направлять или он будет брать пример с чужого человека, чаще всего не самого лучшего. Ведь чтобы соответствовать лучшему, нужно стараться и прилагать усилия, а здесь все просто.
— Он научиться манипулировать вами и будет выторговывать все: хорошие поступки, хорошее поведение, хорошие оценки. Для родителей это риск нажить себе большую головную боль.
— Ребенок привыкает к тому, что на него постоянно давят и без «пинка» уже ничего не хочет делать. Бессознательно он будет постоянно ждать этот «пинок» и уже не сможет сам себя организовать или в чем-то преодолеть, приложить усилия, сделать выбор, принять решение и т. д. Не надо давить на детей, их нужно стимулировать, направлять.
— Все дети могут и любят учиться, а «не обучаемыми» можно назвать детей с патологией или психопатологией.
Бывают ребятишки, у которых «в одно ухо влетело, в другое вылетело», и это тоже нормальное явление. Они никогда не будут учиться на «отлично», для них «тройка» или «четверка» – это предел. Но это не означает того, что ребенок необучаем.
Такие дети из-за неусидчивости, не самой лучшей памяти и проблем с произвольным вниманием иной раз сразу не могут взять некую информацию, но если она им понадобятся, то у них получится понять нужный материал.
— Если у меня ножки коротенькие и колесом, я никогда не буду прыгать пять метров в высоту. Здесь то же самое. Кому-то от рождения дано учиться на отлично, потому что он от самого процесса обучения получает удовольствие. Эти дети невероятно усидчивы. А другие, к примеру, в спорте, показывают высокий результат, поскольку их психика получает удовольствие от конкуренции и двигательной активности, про них еще говорят «шило в одном месте».
Есть еще дети, являющиеся для школы наибольшей проблемой, они интересуются лишь теми предметами, которые им действительно нравятся, остальное все как бы игнорируя. Здесь нужно понимать, что общие знания по всем предметам иметь в любом случае необходимо, но упор в обучении лучше сделать именно на том, что интересно ребенку. Давить на таких детей бесполезно. Эффект будет противоположный. С ними нужно будет научиться договариваться.
— Нельзя сравнивать людей друг с другом, но как пример успешного обучения давать можно. Без сравнения «он лучше, а ты хуже».
Нужно внимательно посмотреть на структуру психики ребенка: некоторым все равно, что их сравнивают, а другие обижаются на всю жизнь.
Простимулировать, показав пример без сравнения, можно таким образом: «Васенька, посмотри, а Машенька книжки сама себе уже читает». Это сработает, когда ребенок уже «включился» в тему с книгами. Он привык, что ему читают, любит слушать, и вот тогда мы приводим в пример Машеньку, которая уже читает самостоятельно.
— Для одних людей важна постоянная поддержка и похвала, в то время как для других необходимы просто спокойствие и тишина. Самое главное - создать оптимальную обстановку для обучения, чтобы ребенок ощущал безопасность и защищенность, гарантом которых являются родители и школа.
Например, многие приходят с вопросами буллинга. Конечно, дети не могут учиться в таких условиях: у них стресс и адреналин в крови, они буквально думают о спасении своей жизни. И все остальные смотрят на этого ребенка, которого буллят, и тоже испытывают страх, как следствие они тоже не могут сосредоточиться на учебе.
Если в семье, в отношениях, в окружении присутствует напряженность или тревожный фон, а окружением фрустрируются основные потребности ребенка, то он не будет нормально учиться.
— Выпускник сам должен выбирать профессию. Можно его направить, дать варианты, если он сам не может сориентироваться, но к этому нужно заранее готовиться. В подростковом возрасте человек уже должен хотя бы примерно понимать, в каком направлении он хотел бы дальше развиваться.
Если ребенок больше надеется на советы родителей, чем на свои суждения - значит, он привык, что все решают за него. И в дальнейшей жизни это ему принесет серьезные проблемы.
Дать совет - это взять ответственность за жизнь другого человека на себя. «Взять» совет - это снять с себя ответственность за собственную жизнь и переложить на другого человека. Потом, когда дети бросают вуз на втором курсе, кого они в этом обвиняют? Родителей, конечно.
— Они могут аргументировано высказать свое мнение, почему предлагают именно эти варианты, а дальше выбор за ребенком.
Некоторые приходят ко мне на пятом курсе, и говорят: «Я поняла, что это не мое. Я не хочу в медицине работать». В таких случаях я пытаюсь уговорить человека. Давайте годик еще потерпим. Осталось ведь чуть-чуть, а потом можно рассмотреть другие варианты. Либо поступать в другой вуз, либо просто устраиваться на работу. У вас будет диплом и высшее образование, оно никогда не лишнее. Сейчас нет смысла бросать учебу.
То есть если уже учимся, то идем до конца, если это не первый и второй курсы, с которых можно спокойно перевестись на другое отделение.
— Не все одинаково воспринимают ценность времени, но все-таки оно потрачено не зря. В любом случае обучение в вузе - это плюс, потому что вырабатываются целеустремленность, стрессоустойчивость, умение организовать себя, преодолевать себя, коммуницировать, адаптироваться в обществе, умение работать с большим объемом информации и т.д. Этот список более чем значителен, и все эти качества в дальнейшем пригодятся.
Работодатели чаще предпочитают кандидатов с высшим образованием, даже если оно не соответствует профилю вакансии, нежели со средним техническим. Это обусловлено тем, что наличие диплома говорит о способности человека к обучению и переобучению.
Мария Берникова.