ноябрь 2, 2024
По будням главный конструктор «РУФ-2» Илья Скобкарев проектирует сложную сельхозтехнику. А по вечерам и выходным он — эндуро-гонщик класса Gold. И эти сферы не только не мешают, но и дополняют друг друга. О том, как это возможно, спортсмен рассказал altapress.ru.
Илья Скобкарев. Его увлечение - эндуро-гонки.
Из архива Ильи Скобкарева
На «РУФ-2» Илья с 2015 года. Предпосылки к тому, что он сядет в кресло главного конструктора, были еще в школе: делал контрольные по черчению всему классу, а вместо рогатых рожиц на полях выводил редукторы. Уже в университете занялся компьютерной графикой. Успешно: на олимпиады студента просили больше не посылать — все выигрывал.
Сейчас Илья на работе в основном сидит за компьютером и занимается максимально творческим делом: придумывает и проектирует сельскохозяйственные машины и механизмы, а также создает новые технические решения. Его главная задача — делать то, чего нет ни у кого.
«Мы что-то между научным институтом и сельским хозяйством, — говорит конструктор. — Иногда я дорабатываю аналоги, делаю так, чтобы ничего не ломалось — все из российских комплектующих. Подобным и до санкций занимались, просто теперь вопрос стал острее. Конечно, у Китая покупать проще. Просто идеальный подход, если совершенно не думать о завтрашнем дне. Наш путь тяжелый, но правильный».
Уверен, что работа в сельском хозяйстве не может быть непрестижной.
«Мы что есть-то будем? Многие об этом забывают. То же самое и с промышленностью: кто-то может сказать, что тиктокером быть лучше, чем токарем. Но это просто мода. Она переменчива», — добавляет Илья.
В разработке чего-либо с нуля конструктор опирается на предпочтения сельскохозяйственных работников: «А вот бы сделать так».
«И мы пробуем, — говорит собеседник. — Анализируем существующие аналоги, если они есть, изучаем проблемы. Обсуждаем, разрабатываем техническое задание — и поехали».
Работа может занять от пары дней до пары лет. Например, бортовую весовую систему довели от идеи до запуска за пятилетку.
«Иногда я проектирую какой-то элемент и понимаю, что решение, которое я нашел сейчас, такое себе, — объясняет конструктор. — Можно сделать, но будет работать не так эффективно, как могло бы. Трудозатратно, металлоемко. Не фонтан. Откладываю».
Озарение может прийти через месяц и в совершенно неожиданном месте. Например, за рулем автомобиля. Но чаще мотоцикла. Во время тренировки в лесу.
«На нем даже проще, — говорит Илья. — Едешь, в облаках летаешь. Заморочек в голове нет, звонки не отвлекают, не нервничаешь».
На некоторые технические решения вдохновляет сам мотоцикл.
«Собаку съел на цепях и звездах — это расходники. Знаю, почему изнашиваются, из какого материала их лучше делать и как, — рассказывает собеседник. — То же самое с шинами — сколько их перервал! Понимаю, что выдержат, что нет. Так, вместе с барнаульским предприятием разработали качественные шины для сельскохозяйственной техники, которые выдерживают высокие нагрузки. Раньше мы заказывали за рубежом».
Но и знания конструктора помогают ему в хард-эндуро — это езда на мотоцикле с преодолением сложных, чаще всего природных препятствий. Главным фактором своих побед и преимущества перед соперниками Илья называет хорошо подготовленную технику.
К каждой трассе, грунту и погоде нужно подбирать подходящую резину, настраивать подвеску, регулировать давление в шинах и т. д. Даже в разгар гонки наш спортсмен может остановиться и спустить или подкачать колесо до нужного уровня.
«Я владею этими знаниями и могу настроить мотоцикл идеально. Грубо говоря, везет на финиш сам. Не нужно бороться и тратить силы, например, пытаясь вылезти из грязи, из-за плохой подготовки, — говорит Илья. — В гонках Sea to Sky в Турции одним мотоциклом занимается целая команда. А гонщик просто спит и набирается сил. У нас уровень попроще, каждый сам все готовит».
Первое эндуро-соревнование у конструктора было в родном Тягуне пять лет назад. Он иронично называет его гонкой местной водокачки: всего девять участников.
«Думал, почему бы не прокатиться? Ну, приеду последним и приеду, — рассказывает Илья. — Но никто мне не объяснил, что газ не обязательно выкручивать. В общем, второго еще 40 минут ждал на финише. А он мастер спорта по мотокроссу. Все думали, что я сзади где-то еду».
Через неделю Илья отправился на вторую гонку в Новосибирск. Но там уже был чемпионат Сибири, поэтому приехал «всего лишь» четвертым. Скромничает: «Класс был, конечно, простой. В любом случае прикольно. Так как я понимаю суть процесса, прогресс пошел быстро. Грех бросать».
Грунтовая дорога, грязь, колея, камни, обрывы, сваленные деревья — все это попадается на состязательном маршруте спортсменов. Если пропустишь намеченный участок с препятствием — добавят штрафное время.
Недавно Илья выиграл гонку «Гравитация» в Чемале. 30 км он прошел за 4 часа 12 минут. Средняя скорость немного больше, чем у пешехода — 10 км в час.
«Это был реально хард. По горам, с препятствиями. Трасса высшего уровня, она одна такая в Сибири — достаточно длинная и трудная, — объясняет собеседник. — Некоторые спортсмены ехали восемь часов. Стартовали 24 человека, до финиша добрались только семь. Это нормально: если больше половины не доезжают, значит трасса хорошая».
Ничего страшно травмоопасного в эндуро нет, если не выключать голову, говорит Илья. Обычно до финиша не доезжают по двум причинам: у 30% спортсменов ломается техника, 70% — просто сдаются, добавляет он.
«Вся прелесть эндуро в том, что ты не просто в газ давишь. Тут есть тактика. Нужно думать, как преодолеть препятствие, как настроить мотоцикл, чтобы легко их проходить. Целая наука, — говорит спортсмен. — У меня нет задачи убиться и выиграть. Мне нужно ехать технично и безопасно. Рисковать я не буду. Лучше протащу на себе мотоцикл — и он будет цел, и я».
Поэтому мотокросс ему кажется скучным и травмоопасным.
«Езда по кругу, большая скорость, расстояние между соперниками меньше: кто-то ошибется, и будет куча мала. Заходишь к ним в чат — постоянно пластины продают и аппарат Елизарова. Один человек расскажет, что в больнице со сломанной ключицей лежит — 30 отзовутся, как они это лечили, — говорит Илья. — А у нас травмоопасный сезон — это когда из 1,5 тыс. человек один ногу сломал и несколько людей по пальцу. Не в шахматы играем, конечно. В легкой атлетике тоже можно серьезно пораниться. Главное, не злоупотреблять».
Триал как спорт Илье уже более интересен, чем мотокросс. Однако мотоциклы для этой дисциплины не подходят для обычных поездок, например, по горам: слишком маленький объем бака.
Илья никогда не сходил с дистанции. Если что-то случалось, доползал принципиально. Закончить гонку хотелось только раз — в прошлом году на «Тропе зайца».
В начале первого круга на камне прорезал прочнейшее колесо.
«Сделать это было в принципе невозможно, но я справился», — иронизирует собеседник.
А впереди еще семь часов езды. Много сил потратил, чтобы дотянуть круг. Далее подлатал колесо, но все равно понимал, что положение не поправил — а уже темнеет.
«Не сошел только потому, что встретил организатора: сказал, что через 10 минут трек закрывают. В таких случаях места считают по позициям на треке. Доезжаю до следующего КП, а нам гонку продлили. Пришлось дойти до конца. Третий финишировал через час после меня. Трасса была самой длинной — два круга по 34 км. Как сказал один спортсмен, нельзя так с живыми людьми!» — смеется Илья.
«Мокрая миля» в Геленджике закончилась, когда нашему собеседнику оставалось ехать всего 200 метров до финиша. То есть час езды. Гонка выглядела так: почти все время прыгать по большим скользким камням, пока в тебя бьет поток воды.
Амбиций победить в этом состязании у конструктора не было.
«Здесь участвовали лютые спортсмены, которые почти жили в этом ручье, — говорит он. — Закончил гонку 13-м из 48. Как будут время и возможности, вернусь и доеду до конца. Просто ради тренировки: разобрать, как нужно было делать».
Тренируется наш спортсмен обычно в бору за офисом или в Бельмесево — есть секретные локации с горками и бревнами. Уезжает туда, где никто не ходит и ничего не услышит. Пару часов после работы — и домой. Если не удается на мотоцикле, то садится на велосипед: тоже физическая подготовка.
«Меня самого бесит рев под окном, — говорит Илья. — Чтобы ребята не ездили по дороге, нужны условия. Вот дрифт-трассу сделали в Барнауле — и я дрифтеров стал меньше на улицах видеть. Им есть где тренироваться».
В общем чате на 500 человек, который объединяет любителей эндуро, авторитетные спортсмены просят придерживаться нескольких правил: не гонять по дорогам, не приближаться к «Трассе здоровья» и другим людным местам, ни с кем не конфликтовать и прочее.
«Стараемся навести порядок, — говорит собеседник. — Большинство нас все же слышат».
Илья Скобкарев — один из организаторов гонки «Зов тайги» в Тягуне.
Хотя Илья и утверждает, что главное в спорте — знания, а не крутой мотоцикл, техника у него, переводя на автоязык, уровня Porsche.
Он ездит в гонках высшего класса — Gold. Мотоцикл должен соответствовать по мощности и другим техническим характеристикам. А хорошие шины и подвеска — товары тоже недешевые.
Заниматься спортом Илья начинал на китайском Irbis. Теперь покоряет сложные маршруты на GasGas. Такая новая техника, без «допов», стоит около 1,4 млн рублей. Подготовленная для гонки — от 1,6 млн. Плюс нужна защита.
Мотоцикл легкий — 105 кг и отлично заточен под гонки. Но за это нужно платить, каждый выезд дорог: детали быстро изнашиваются и требуют замены.
Поэтому на нем конструктор ездит только на соревнования. Для прогулок есть KTM.
«Этому трактору ничего не будет, только бензин заливай, — объясняет он. — Раньше на нем на гонки ездил, но, когда класс повысился, решил менять. Он потяжелее, нет сил таскать. Зимой гусеницы на него поставлю, будет сноубайк».
На КТМ Илья ездит с друзьями в экспедиции в Республику Алтай. На мотоциклах забираются в те места, куда можно добраться только на лошади или вертолете. Он показал видео с перевала Кара-Тюрек. Группа мотоциклистов — за ними снежные шапки Белухи, рядом Аккем.
И все это только на выходных — работа превыше всего. Даже если гонки проходят три дня и начинаются в пятницу, конструктор пропускает только первый день.
«Это хобби, где просто приходится соревноваться с профессиональными спортсменами. В лидерах те, кто этим живет: мастера спорта, тренеры, руководители мотоклубов со своими мастерскими, — говорит он. — И к ним такой приезжает пацан в “дольче габбана”: “А я конструктор “Руф-2”! Привет, пацаны! Будем гоняться”. Я не адреналиновый наркоман. Это просто хороший отдых от работы, который помогает отвлечься».