ноябрь 5, 2024
Алтайская промышленность постепенно учится справляться с различными вызовами, которые не дают ей передышку на протяжении двух лет. Помимо постоянной нехватки кадров, головную боль причиняют массированный приток китайских конкурентов на алтайский рынок, ужесточение правил внешних поставок и трудности международных транзакций. Мы спросили у руководителей ведущих предприятий края, с какими трудностями, кроме кадрового голода, они столкнулись и удается ли им находить пути решения.
Экспертный совет премии «Менеджер года-2024» по промышленности в ИД «Алтапресс». 3 октября 2024 года.
Анна Зайкова
— Проблемы, по большому счету, примерно у всех одинаковые. Когда мы решили заняться современными топливными системами, даже специалисты отрасли крутили у виска и спрашивали: «А зачем вам это надо? За рубежом ведь есть те, кто уже этим занимается». Хотя руководитель предприятия Виктор Герман предупреждал, что не стоит полагаться только на иностранные поставки.
В итоге он оказался совершенно прав. Компания Bosch не только запретила поставки, но и заблокировала те товары, которые уже закупили российские заводы. Тогда все поняли, что инициатива АЗПИ была не напрасной.
Но, несмотря на это, по сей день мы не можем получить должной поддержки. А ведь работаем с очень сложным, наукоемким производством. Эта отрасль должна быть богата головами инженеров. Проблема кадров хоть уже и набила оскомину, но все же остается основной. Мы рады и нашим соотечественникам, и бывшим гражданам, и сотрудникам из-за рубежа. Но, как мы с вами видим, зачастую действительно талантливым специалистам очень сложно попасть в Россию. Я считаю, что миграционная политика должна быть направлена на технологический суверенитет страны.
Еще один вопрос, который нас особенно беспокоит, — это нынешние условия конкуренции. Сегодня мы вынуждены на собственном рынке конкурировать с китайскими производителями, и нет таких мер, которые бы защищали отечественного производителя.
Обращу внимание и на то, что у себя на родине китайские предприниматели работают на весьма выгодных условиях. Им дают кредит под 2–3% и меньше, если предприятие отмечено государственными наградами. К тому же, если производитель поставляет продукцию на внешний рынок, ему субсидируются все затраты. Печалит, что наши отечественные предприятия на собственном рынке лишены таких же условий.
Но все же мы не опускаем руки и продолжаем развиваться по многочисленным направлениям. Мы можем гарантировать, что наша техника будет ездить на современной топливной системе.
— Сейчас мы прошли тот кризисный этап, когда у нас была катастрофическая нехватка кадров, а сотрудникам иной раз приходилось работать по 12 часов без выходных. На сегодняшний день мы постепенно выравниваем эту ситуацию.
Однако наше предприятие столкнулось с другой проблемой, которая знакома большинству российских компаний. Китайские производители жестко демпингуют и практически не имеют равных конкурентов. Если раньше им наступали на пятки европейские компании, то в нынешней ситуации они стали полноправными хозяевами и пытаются устанавливать в сфере промышленного производства и технологий свои правила.
Поэтому нам ничего не остается, как активно развивать свой уровень производства и стать достойным конкурентом Китаю. Иначе остальные наши действия — покупка нового оборудования, привлечение кадров — просто не имеют смысла.
— «Ротор» в этом году переживал тяжелый процесс расширения и в течение года освоил производство около 150 новых видов продукции социального значения.
Изначально наша компания создавалась для нужд ВМФ, и на сегодняшний день мы сохраняем свою принадлежность. Сейчас нас ждут новая интеграция с объединенной судостроительной корпорацией и интересные перспективные проекты.
Однако беспокоит подготовка наших будущих кадров. Помимо ВМФ мы вошли в новую отрасль и стали работать с «Роскосмосом», а он требует совершенно других, более профессиональных компетенций. У нас есть перспективы для развития, но мы не можем взяться за них, поскольку не имеем достаточных навыков. И вопрос образования сотрудников — главная задача для нас.
— В то время как растет производство на «Сибприбормаше», Барнаульском меланжевом комбинате, «Трансмаше», наше предприятие испытывает определенные трудности.
После введения санкций в 2022 году весь наш экспорт остановился. Это был особый удар по компании как по экспортоориентированному предприятию — 85% нашей продукции шло на внешний рынок. В течение двух лет мы наблюдали падение объемов производства, и только в 2024 году начался небольшой прирост — на 5%.
В свою очередь гражданское производство нашего небольшого холдинга, наоборот, воспряло духом, поскольку импорт был ограничен. Оно получило толчок к развитию. Например, мы запустили серийное производство многогранных опор освещения. Сегодня можно с уверенностью сказать, что освещение дорог и пригородных шоссе ведется на наших опорах.
Конечно, это не тот объем, который бы восполнил потери патронного завода, но на сегодняшний день это производство дает нам новые рабочие места и небольшую прибыль.
— Из значимых проблем на сегодняшний день я могу отметить трудности с поставками и ремонтом оборудования. В связи с кадровым дефицитом, в том числе с острой нехваткой сварщиков, мы решили автоматизировать свое производство и внедрили несколько роботов-сварщиков и сварочных линий.
Но два года назад большая часть европейских марок покинула российских рынок, и нам пришлось переходить на китайских, турецких и тайваньских производителей. Это потребовало замещения части уже имеющегося оборудования.
К сожалению, логистика оставляет желать лучшего. Поставки из-за рубежа регулярно задерживаются, а механизмы платежей дают периодические сбои. Но мы продолжаем работать по этому направлению и искать новые пути решения.
Вторая, не менее важная проблема — высокая стоимость услуг лизинга. Им пользуются наши основные покупатели. При нынешней стоимости услуг лизинг буквально «съедает» весь доход. Из-за этого складывается ощущение, что спрос начинает снижаться. Но все же у нас есть долгосрочные контракты с клиентами, и я уверен, что они еще принесут прибыль нашему предприятию в следующем году.
— Я уверен, что если мы не озаботимся нынешними проблемами, то наши иностранные конкуренты из Китая и Казахстана вскоре нас раздавят. И причина в том, что в этих странах местные экспортеры получают несоизмеримо большее число мер поддержки и защиту от государства.
Сегодня иностранные конкуренты все больше захватывают сельскохозяйственный рынок, машиностроительную отрасль и другие. Если так продолжится и дальше, то мы не сможем сохранить собственный рынок.
— Наша компания давно и успешно идет по пути импортозамещения. Но часть материалов все еще приходится закупать за границей. В последние месяцы мы столкнулись с серьезными проблемами при проведении международных транзакций.
Количество банков, через которые можно осуществлять такие платежи, существенно уменьшилось. Это прямое следствие санкций, введенных против России. Например, «Райффайзенбанк» с сентября остановил переводы в иностранных валютах. Сейчас мы работаем с «Газпромбанком», в котором еще возможны SWIFT-переводы за рубеж, и с «Интезой» — российской дочкой итальянской группы Intesa Sanpaolo. Мы полностью ушли от расчетов в евро, остались доллары, рубли и валюты некоторых дружественных стран.
Несколько примеров. В Сербии мы покупали партию шнура, который нужен для крепления тентового полотна к металлическому каркасу ангара. Нам выставили условие — оплата только в сербских динарах, а доллары и евро не подходят. На поиск подходящего банка и открытие там валютного счета ушло несколько недель.
Другой пример — в Саудовской Аравии приобретали ПВХ-ткань. Платеж два раза возвращался и прошел только с третьей попытки — это тоже потеря времени.
Опытным путем мы выяснили, что в Китай транзакции возможны только в государственные банки. С Казахстаном чуть проще, но есть свои нюансы — не все местные банки готовы зачислять, например, на «Газпромбанк».
Ситуация с международными банковскими переводами постоянно меняется, никакой определенности нет. То, что работало еще вчера, сегодня может оказаться неэффективным. И что будет через месяц, совершенно непонятно.
— Поскольку наше производство высокотехнологичное и 90% оборудования импортное, то мы столкнулись с серьезной проблемой снабжения запасными частями и расходными материалами. Это то, чего на нашем рынке не хватает.
По этой причине мы стараемся все чаще прибегать к импортозамещению. Что-то научились изготавливать сами на собственном предприятии, а что-то заказываем у машиностроительных компаний. Российские специалисты уже довольно успешно справляются с изготовлением запчастей.
Однако недостаток компонентов электроники и автоматики до сих пор для нас актуален. Они замещаются не в полном объеме, из-за чего нам приходится прибегать к параллельному импорту. Это, в свою очередь, ведет к удорожанию и увеличению сроков доставки.