Жизнь

«Болеть раком – не стыдно». Как фотопроект борется со страхом перед онкологией

Онкология – это не только физическое заболевание. Негативно оно сказывается и на нервном состоянии. Воспрять духом и продолжить бороться помогает всероссийский фотопроект «Химия была, но мы расстались».

Проект "Химия была, но мы расстались"
Проект "Химия была, но мы расстались"
Дмитрий Лямзин

О ком и для кого

Герои проекта – люди перенесшие онкологию или все еще находящиеся в терапии. Обязательное условие участия – оставить свою историю борьбы с болезнью на сайте «Моя фототерапия». Рак может перевернуть жизнь на 180°, поэтому тем, кто недавно узнал о своем диагнозе важно понимать, что они не одни.

Гала Калимуллина, директор по развитию проекта «Химия была, но мы расстались» рассказывает о целях проекта:

«Мы создаем поддерживающее сообщество, где человек поймет, что он не один, ему помогут, есть люди, которые пережили похожий опыт, и они живы, с планами на жизнь.

Рак любит тишину, и очень часто пациент оказывается изолирован в своей борьбе и близкие не знают, как ему помочь. Просто сказать «Все будет хорошо» не очень уместно, когда человек буквально ведет борьбу за жизнь. Наши выставки и истории пациентов – это как раз шаг к тому, чтобы снизить уровень табуированности и стигматизации заболевания», – рассказывает Гала.

Авторы проекта считают, что для многих даже написание своей истории на сайте – часть терапии, ведь надо иметь большую силу духа, чтобы рассказать о таком тяжелом периоде.

Вот, что говорит по поводу проекта клинический психолог Алтайского онкологического диспансера Алла Лобанова:

«Наши модели в мир транслируют такую идею – стыдиться не надо. Они говорят обществу: «Не надо нам сочувствовать, уважайте нас. Мы такие же красивые, уверенные в себе и активные». И тогда стигматизация спадает, и люди начинают видеть, что рак не так уж и страшен, как нам многие годы это демонстрируют».

Проект "Химия была, но мы расстались"
Дмитрий Лямзин

Рак – не женская болезнь

Изначально проект задумывался как женский, ведь, по словам Галы, именно среди представительниц нежного пола есть страх рассказать о болезни, они стараются пережить все в одиночестве.

«Мы сначала фокусировались на женщинах. Рак беспощаден к внешности: портятся волосы, кожа, ногти, зубы и вес меняется туда-сюда. Для женщины фотография действительно очень терапевтический процесс. Ты можешь быть без волос, без бровей, но ты здесь – сильная, смелая, ведешь невероятную борьбу, и мы рядом с тобой, хотим напомнить тебе какая ты»,

Спустя год работы фотопроекта, о нем узнал Артур из Улан-Удэ и изъявил желание участвовать. У него была онкология, связанная с репродуктивной системой. Такого часто стыдятся, поэтому запускают рак до 3-4 стадии. Артур сказал:

«Я хочу, чтобы каждый знал, что лечиться не стыдно, болеть не стыдно. Стыдно прятаться и оставлять свою семью в одиночестве».

После этой истории к проекту присоединились и мужчины.

На здоровье времени не было

Юлия Борисова до болезни была консультантом в магазине обуви, а свободное время проводила с внуком. Работа, семья, дом… На здоровье времени не оставалось.

Первые звоночки пошли, когда изменилось лицо, и близкие стали говорить, что что-то не так. Головокружения воспринимались как признак переутомления и глушились таблетками. К врачу женщина обратилась только когда обнаружила твердый комок в животе. Тогда то врачи и диагностировали у нее онкологию.

«Страха не было, но были мысли, что я так саму себя наказала за то, что не ходила по врачам и не слушала родителей, которые говорили следить за здоровьем», – говорит Юлия.

Сейчас женщина снова полна энергии, она стала социальным работником в организации «Вместе против рака», старается помогать людям, столкнувшимся с таким же заболеванием и продолжает быть заботливой бабушкой.

Проект "Химия была, но мы расстались"
Дмитрий Лямзин

В страхе хотелось отступить

Когда у Ольги Красули начались периодические лихорадки, она сразу обратилась к врачам. Это не помогло, ведь причину не определили. Женщина сама нашла у себя опухоль. Ольга вспоминает, что не сразу поверила, когда врач озвучил диагноз. Просила сдать анализы повторно, но в них не было нужды, это однозначно была онкология.

«Был шок, потом – страх, в страхе хотелось отступить, сказать «Ну ничего не буду делать, пусть все будет как будет». Потом здравый смысл взял верх. У меня дети, внуки, муж, мама… И я подумала, что нужно пройти все лечение. Я внутри смирилась, что я сделаю все, что возможно, а дальше будет, как Бог решит», – вспоминает Ольга.

С момента выхода в ремиссию прошло почти 10 лет. Для выздоровления потребовалось 26 облучений, шесть курсов химиотерапии и операция. Борьба заняла год. Еще в момент отступления болезни Ольга занялась рисованием, позже танцами, а затем освоила новую профессию – стала флористом.

Декрет и рак

Анна Цуркина не первый раз участвует в проектах по освещению онкологии. Говорит, раз уж это ее здоровье, стесняться нечего.

Узнала об онкологии женщина после последних родов, когда ушла в декрет. Врачи посоветовали сделать маммографию, она показала рак на третей стадии.

Сейчас ребенку Анны 2,5 года. Рак груди в прошлом, но в поясничном отделе обнаружили скопление изотопов, что может быть признаком новой опухоли. Однако Анна настроена позитивно и говорит:

«У меня маленький ребенок. Нет… Пока не подниму его на ноги, пока не женится, никаких даже мыслей не может быть ни о чем плохом».

Проект "Химия была, но мы расстались"
Дмитрий Лямзин

Спорт – не панацея

Елена Кубатина рассказывает, что до онкологии у нее была очень насыщенная жизнь: спорт, йога, работа кадровым менеджером. Женщина не могла поверить, что с ней может произойти что-то подобное, но рак беспощаден ко всем.

«Как только все это случилось, я поняла, что жизнь как бы говорит: «Остановись. Ты хотела что-то другое сделать в этой жизни». Изначально я оканчивала художественное училище и должна была пойти по этой стезе. Но родители настояли на другой профессии», – рассказывает Елена.

Во время болезни женщина хотела опустить руки, но муж заставил бороться, а позже она поняла, что появилось много свободного времени, желания и творческих идей. Так Елена и вернулась в рисование. Оно помогло на пути к ремиссии. Художница делится:

«Когда садишься за холст, ты на три-четыре часа пропадаешь. Все. Ты не соображаешь, что вокруг происходит, и тебя нет в этом мире. Ты где-то там, далеко».

Красиво!

Марина Михайлова не только героиня проекта, но и психолог, который работает с онкобольными. В психологию пришла после того как сама перенесла рак. Про фототерапию Марина говорит так:

«Девочки сюда приходят, чтобы показать, какие они красивые, мужчины, чтобы чувствовать себя сильными. Я пришла как девочка, а фотограф работает и говорит мне: «Красиво, красиво». А я думаю: «Ой, боже мой, как хорошо-то. Красиво! Да, красиво!». И вот из этого состояния многое извлекается самим человеком. Это такой заряд, топливо на котором человек потом может жить неделями».

После фотосессии герои и героини получат свои снимки, а руководители проекта выставят их копии с жизнеутверждающими цитатами моделей в онкодиспансере и проходимых местах. Так, те, кому нужна поддержка, обязательно найдут ее.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость