Что за закон
Благодаря новому закону на 50% снизится потенциальный возможный годовой доход (ПВГД), применяемый при расчете стоимости патента. Так, налоговая нагрузка снизится на социально ориентированных предпринимателей, а также тех, кто трудится в сфере дошкольного и дополнительного образования.
Кроме того, для розничной торговли с использованием торговых автоматов установят отдельный размер ПВГД.
«Патентную систему налогообложения могут применять только ИП с доходом до 60 млн рублей в год и со штатом не более 15 работников. По критериям, это даже не малый, а микробизнес», — подчеркнул бизнес-защитник Андрей Осипов в своем выступлении на сессии АКЗС, отмечая резонность закона.
Андрей Осипов объяснил, что данная инициатива возникла в ответ на повышение стоимости патентов для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2024 года. Для многих сфер деятельности это увеличение стало весьма ощутимым.
Тем не менее, защитник бизнеса подчеркнул, что патентная система налогообложения, несмотря на изменения, остается более удобной и выгодной для ИП по сравнению с другими системами.
Такой закон был нужен
Андрей Осипов привел официальные данные: к 1 октября УФНС России по Алтайскому краю выдала 24 856 патентов для 16 277 ИП. Это практически совпадает с данными годичной давности. За сентябрь налоговые поступления в местные бюджеты региона составили 720 млн рублей при средней стоимости одного патента 29 тыс. рублей.
«Все корректировки закона обоснованы реальными запросами предпринимателей. В течение 2024 года мы совместно с профильным управлением по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры проводили многочисленные встречи с предпринимательским сообществом в городах и районах края. Мы предлагали бизнесу направлять свои обоснованные предложения по корректировке закона о патентной системе налогообложения с приложением конкретных расчетов с учетом доходов, затрат, численности работающих и т.д. Такие обращения по ряду видов деятельности поступили, и сегодня они представлены в законопроекте», — подчеркнул Андрей Осипов.
Бизнес-омбудсмен добавил, что данные изменения будут способствовать увеличению числа приобретаемых патентов и росту налоговых поступлений в краевой бюджет.
Торговые автоматы — хорошо или плохо?
Сергей Малинкович, депутат АКЗС от фракции КПКР, выразил непонимание, почему в один ряд с предпринимателями в сферах дошкольного и дополнительного образования и пассажирских автоперевозках поставили торговлю через «зловещие» вендинговые автоматы.
«Во-первых, эти автоматы ликвидируют рабочие места. Вместо человека стоят эти истуканы, а их хозяин-торгаш меняет содержимое, собирает барыш и в остальное время ничего не делает. У нас острая нехватка рабочих рук, медперсонала, учителей. А эта инициатива облегчить жизнь владельцам торговых автоматов отвращает молодежь и любых других соискателей от созидательной и действительно важной деятельности и приобщает к философии легких денег».
По мнению депутата, кофе в автоматах — недешевое удовольствие, полезных веществ в предлагаемой ими продукции практически нет, а внутри машины царит полная антисанитария.
Вдобавок Сергей Малинкович выразил опасение, что с облегчением налоговой нагрузки автоматы станут насаждать повсеместно, и вскоре в крае 3-4 бизнесмена будут контролировать всю эту сферу рынка.
«Этот вид деятельности, подчеркиваю, не имеет никакого отношения к социальным предприятиям. Мое личное мнение: от торговых автоматов до игровых — один шаг. Мы предлагаем поправку по исключению этого вида деятельности из списка».
Коллеге возразил Владимир Семенов, депутат АКЗС от фракции ЛДПР, отмечая, что в борьбе с нехваткой кадров инициатива как раз может помочь:
«С одной стороны, установка торговых автоматов ликвидирует рабочие места. С другой — у нас потребность в квалифицированных кадрах на производстве. Так это же здорово, что мы убираем рабочие места здесь и провоцируем людей переходить на производство. Мы должны поощрять любую автоматизацию, высвобождающую рабочие места, так как безработица у нас практически равна нулю».
Депутат добавил, что вендинговые автоматы сложно отнести даже к малому бизнесу по объемам. Согласившись с тем, что к социальным предприятиям эта деятельность не относится, Владимир Семенов отметил, что социальную нагрузку такие предприятия все же выполняют.
«Эти автоматы можно установить там, где не работают другие методы торговли. Например, нанять полноценного работника не позволяет площадь или санитарные нормы. И мы говорим не про кофе. Мы говорим про воду, про возможность тех же детей иметь перекус на перемене. Автоматы — это дополнительный сервис. И кофе в них дешевле, чем в кафе», — высказался депутат.
Владимир Семенов напомнил, что даже с ужесточением налоговой нагрузки предприниматели найдут выход: например, зарегистрируются в том же Красноярском крае, поставят автоматы у нас. А налоги уйдут в другой регион.
Депутаты на сессии большинством голосов приняли законопроект сразу в двух чтениях, не поддержав поправку.
Самое важное - в нашем Telegram-канале