Здоровье

Перебежать на тот свет. Как алтайский реаниматолог возвращает к жизни пострадавших в ДТП

Переходя дорогу даже на зеленый свет, Алексей Иванов внимательно смотрит по сторонам – убедиться, что все машины точно остановились. Он – анестезиолог-реаниматолог высшей категории и заведующий отделением анестезиологии и реанимации краевой клинической больницы скорой медицинской помощи. Один из самых тяжелых пациентов - пострадавшие во время ДТП, их приходится доставать буквально с того света. Altapress.ru поговорил с врачом о том, через что приходится пройти пациентам, пострадавшим в аварии, чтобы вновь встать на ноги.

ДТП. Авария. Осколки.
ДТП. Авария. Осколки.
CC0

Зима будет холодной и травмоопасной

Врачи отделения анестезиологии и реанимации работают с самыми тяжелыми пациентами. Некоторых приходится заново учить дышать, есть и ходить, потому что из-за тяжелых травм у них поражены жизненно-важные органы и системы.

Пострадавшие в ДТП – одна из самых тяжелых категорий пациентов в отделении реанимации. В ноябре их ожидают в большом количестве, ведь с наступлением зимы аварийность на дорогах увеличивается в разы.

Впрочем, отмечает Алексей Иванов, в реанимации смена времен года ощущается слабо, ведь стационар (более 500 коек) заполнен в любое время года. «Летом все спешат в отпуск, осенью – в школу и на работу. Зимой дороги покрываются льдом, а весной оттаивают. Причин для аварий хватает», - перечисляет врач.

Алексей Иванов, анестезиолог-реаниматолог высшей категории, заведующий отделением анестезиологии и реанимации
Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи

Самые распространенные травмы – черепно-мозговые. В аварии голова попадает под удар первым делом. На втором месте – травмы грудной клетки, от небольших переломов одного-двух ребер до полного «разрушения» грудной клетки и последующей невозможностью дышать самостоятельно. Также нередки среди водителей переломы бедер. Они происходят из-за удара об руль или сиденье автомобиля.

«Голова, шея, грудная клетка, плечо и бедро чаще травмируются во время дорожной аварии, - перечисляет специалист. – Но страшнее всего, когда во время аварии человек оказался не пристегнут. От удара человек буквально начинает «летать» по салону. Бывают случаи, когда люди вылетают в лобовое стекло прямо на трассу, где попадают под колеса встречных машин».

Опасность существует даже если автомобиль ехал с небольшой скоростью. Так, например, во время столкновения при скорости 60 км/ч и весе человека 75 кг, на тело последнего действует сила, составляющая три тонны. При скорости 80 км/ч — девять тонн. Ремень же может удержать человека на месте и тем самым уберечь его от тяжелых травм.

БСМП. Травма.
Анна Молчанова.

Зимой множит число травм и суровый сибирский холод.

«Человек, получивший травму во время аварии, до приезда скоро помощи остается на холоде. По этой причине нередки обморожения и переохлаждения. Был случай, когда пациентку привезли с температурой тела 26 градусов, когда нормальный показатель равен 36,6 градусам. Прежде чем оказаться ей помощь, врачи долгое время согревали ее с помощью внутривенного введения подогретых растворов и специального согревающего одеяла», — объясняет специалист.

Маленькие и уязвимые

За 10 месяцев 2024 года стационар краевой клинической больницы скорой медицинской помощи принял 653 человека, пострадавших в ДТП. Из них 105 пациентов - дети. «Практически одна шестая», - грустно подводит итог специалист.

Ребенок, дети, ребенок играет.
unsplash.com.

Дети уязвимы на дорогах куда больше остальных участников дорожного движения. Они могут выбежать на дорогу, чтобы успеть на автобус, или заиграться с друзьями и не увидеть автомобиль. А иной раз водители просто не замечают малышей из-за невысокого роста. Алексей Иванов вспоминает случай из практики:

«Ситуация – женщина вместе с маленьким сыном и своей мамой приехала на дачу. Мама пошла в дом, а женщина решила припарковать машину. Она начала сдавать назад и не заметила, что сын не ушел с бабушкой, а остался рядом с автомобилем. Мгновение, и одежда намоталась на колесо, ребенок едва не задохнулся. К счастью, ребенка спасли, сейчас он полностью здоров».

В машине же дети получают травмы, если не были зафиксированы детским удерживающим устройством (ДУУ). Легкомысленность некоторых родителей вызывает у Алексея Иванова искреннее непонимание – он сам отец двоих детей и знает о ДУУ достаточно много.

«Недавний случай – молодые родители выписались из роддома, положили новорожденного на задние сидения без каких-либо устройств, - рассказывает специалист. - Поехали домой и попали в аварию – машина резко остановилась, а младенец по инерции полетел вперед и ударился об приборную панель. Как следствие, тяжелая черепно-мозговая травма. Нам удалось спасти этого ребенка, он пошел на поправку и его уже выписали. Но каковы будут последствия этой травмы в будущем – неизвестно».

Дети играют на улице. Благоустройство.
unsplash.com

При выборе ДУУ, врач советует воздержаться от покупки многофункционального кресла, которое якобы растет вместе с ребенком. Гораздо эффективнее будут ДУУ, рассчитанные на конкретный возраст ребенка – например, детская автолюлька для новорожденных и автокресло для детей от 7 до 12 лет. Надежно фиксируя малыша, они помогают избежать травм как при фронтальных, так и при боковых ударах.

Но – врач делает на этом акцент – важно также позаботиться об общей безопасности в машине. А именно убрать или зафиксировать все тяжелые и травмоопасные предметы в автомобиле, которые при столкновении могут по инерции полететь прямо в пассажиров или водителя.

Дышать за пациента

Большая часть историй Алексея Иванова со счастливым концом. В отделении реанимации «первой горки» самая низкая летальность у пациентов с сочетанной травмой - около 9%. Во многом благодаря оперативной работе специалистов и современным подходам лечения.

Алексей Иванов, анестезиолог-реаниматолог высшей категории, заведующий отделением анестезиологии и реанимации
Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи

«Наша основная задача – помочь человеку восстановить те жизненно-важные функции, которые он теряет из-за тяжелой травмы, - рассказывает специалист. - Нет дыхания – мы проводим искусственную вентиляцию легких. Не работают почки – мы подключаем аппарат гемодиализа. Не хватает для восстановления необходимых микро и макроэлементов – мы все рассчитаем и дадим».

В зависимости от травмы пациенты находятся в стационаре от недели до нескольких месяцев. Но у некоторых лечение занимает полгода и даже год. И дело – не в долгом сращивании костей, а во множестве осложнений - верных спутников тяжелой травмы.

Так, у пациентов начинает снижаться иммунитет (иммуносупрессия). Как следствие, он может легко подхватить инфекционные заболевания, например, гнойно-септические осложнения или воспаление легких, мозговых оболочек и другие.

Больница. Медицина.
unsplash.com

Кроме этого, у пациентов развивается гиперметаболизм, когда организм впадает в «голодное буйство».

«Во время тяжелых сочетанных травм организм человека тратит огромные энергоресурсы на то, чтобы как можно скорее восстановиться, - объясняет врач. - По этой причине он максимально ускоряет свой метаболизм. Если в обычной жизни человеку хватает 2 тыс. ккал в день, чтобы чувствовать себя сытым, то пациенту с тяжелой сочетанной травмой требуется 4-5 тыс. ккал. Но человеку физически невозможно дать столько калорий. И от этого организм начинает есть сам себя – в день он уничтожает по 150 граммов скелетной мускулатуры. Даже после выписки на протяжении полугода человек может продолжить худеть. Поэтому восстановление после травмы может занять месяцы и даже годы».

Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи.
Анна Зайкова.

Повреждения, которые не увидишь

Бывают и такие пациенты, которые поступают в отделение реанимации, казалось бы, абсолютно здоровыми. У них нет видимых повреждений, и они даже ни на что не жалуются. Но такое «хорошее» состояние – еще одна причина для настороженности врача.

«Возможно такое, что у человека есть скрытое повреждение, вызванное сильным ударом во время аварии, но человек этого не ощущает, - рассказывает Алексей Иванов. - А через три дня ему может резко стать хуже. Оказывается, что у него началось внутреннее кровотечение, повреждены внутренние органы. На моей памяти таких случаев было несколько. Поэтому очень важно после аварии незамедлительно обращаться к врачу, даже если вам кажется, что с вами все в порядке».

То, насколько тяжелым будут последствия аварии, во многом зависит от оказанной вовремя помощи. Если знать, как правильно помочь пострадавшим, можно спасти их жизни. Алексей Иванов дал несколько советов по оказанию первом помощи:

Алексей Иванов, анестезиолог-реаниматолог высшей категории, заведующий отделением анестезиологии и реанимации
Краевая клиническая больница скорой медицинской помощи
  • Самая распространенная ошибка – это поднимать пострадавшего на ноги. Это грозит резким снижением давления и даже остановкой сердца, особенно при кровотечении. Также у человека могут быть переломы бедер, грудной клетки или позвоночника. Поэтому, если человек без сознания, лучше всего положить его на бок.
  • Извлекать пострадавшего из машины, если нет угрозы возгорания автомобиля, не нужно.
  • Место аварии необходимо сразу огородить специальным предупреждающими знаками или подручным предметами (колесом, сумкой), чтобы предотвратить наезд других автомобилей.
  • Если пострадавшие в сознании, обязательно нужно поддерживать с ними диалог, выяснить, «где болит», ободрить.
  • При низких температурах необходимо накрыть пострадавшего теплыми вещами, чтобы он не получил переохлаждение.
Авария. ДТП.
СС0

Все безопасное – просто

Чтобы избежать аварий на дорогах, Алексей Иванов дает простой, но эффективный совет – соблюдайте правила дорожного движения. Это касается как водителей, так и пешеходов. «Люди же соблюдают правила техники безопасности на производстве. Так почему бы не делать то же самое, но уже на дороге?» - считает врач.

Большинство аварий происходят по невнимательности или излишней расторопности водителя или пешехода, отмечает специалист. Например, когда человек переходит дорогу.

«Если человек переходит дорогу по пешеходному переходу на зеленый свет – это еще не значит, что он в полной безопасности. Поэтому важно сначала убедиться, что все автомобили полностью остановились и уступают дорогу, а уже только потом начинать движение. Ведь водитель может не успеть вовремя затормозить, особенно зимой, или запаниковать и перепутать газ или тормоз», - сообщает специалист.

Зелены сигнал светофора.
unsplash.com

Также Алексей Иванов настоятельно советует объяснять правила дорожного движения детям.

«Все это мы, врачи, рассказываем не для того, чтобы напугать людей. А чтобы предупредить, какие страшные последствия могут произойти из-за обычной невнимательности или легкомысленности», - говорит специалист.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость