ноябрь 25, 2024
Прежние финансовые модели крупных предприятий перестают работать, однако, не все владельцы таких бизнесов понимают масштаб возможных проблем. В условиях стремительно меняющегося законодательства и налоговой реформы altapress.ru попросил руководителя Центра налоговых решений «КМК» Юрия Маркова назвать и прокомментировать ключевые новшества.
Налоги. Деньги. Прибыль.
unsplash.com
- Часто в таких случаях между владельцем бизнеса и налоговым консультантом стоит довольно много людей – финансовый директор, юрист, экономист, главбух… Задачи приходится решать масштабные, так что крупные бизнесмены, в отличие от малых, умеют делегировать и доверять.
Обновления законодательства коснулись не только промышленных гигантов, но и среднего бизнеса – просто крупных коммерческих производств с годовым оборотом от полумиллиарда рублей.
Столкнувшись с крупными клиентами, мы поняли, что их не всегда волнуют налоги. Насколько это критично для малого бизнеса, настолько же неприоритетно для крупных предприятий.
Например, есть оборонный заказ, который стал серьезным драйвером развития экономики страны. То есть денег и работы вполне хватает. И гораздо острее стоит кадровая проблема, о ней говорят буквально все.
- Согласно этой реформе повышаются очень многие налоговые платежи, которые формально налогами не являются. В частности, различные акцизы, госпошлины, в том числе судебные, МРОТ, размеры окладов, после которых появляются льготы по страховым взносам – пунктов очень много.
Я бы начал именно с налоговых пунктов, в частности, с НДФЛ. Прогрессивная шкала НДФЛ распространяется на вывод дивидендов, которые теперь будут обходиться кратно дороже. Если раньше это было 15% по году, то сейчас 20-22% – разница колоссальная. И чем больше предприятие, тем она ощутимее, поскольку и дивиденды, и объем зарплат в промышленности высоки.
Второй момент. Ввели дополнительные льготы по страховым выплатам для обрабатывающих предприятий. Что это значит? В рамках МРОТ любое предприятие платит 30% страховых за каждого сотрудника, свыше МРОТ начинаются льготы. Например, малый и средний бизнес платит 15%. Предприятия обрабатывающей отрасли имеют право платить 7,6%.
Это колоссальная льгота, но надо понимать следующее: МРОТ и коэффициенты расчета повысили. Проще говоря, если МРОТ, например, 20 тыс. рублей, то льгота начнет рассчитываться только с 30 тыс. Ощутимый эффект начинается с уровня зарплат в 50-70 тыс.
И здесь важно хорошо просчитывать варианты оплаты труда, которые будут выгодны и сотрудникам, и предприятию. Заметьте, это не умозрительный расчет, когда бухгалтер что-то там у себя в голове прикинул, а совершенно четкий, со всеми выкладками.
Третий интересный вопрос – налог на прибыль. С 2025 года он вырастет с 20 до 25%. И это большое повышение. Но введены и повышенные коэффициенты для вычетов на НИОКР. Это попытка мотивировать предприятия тратиться на научно-исследовательские проекты, развитие материально-технической базы, радиоэлектронику, робототехнику, компьютерные технологии и прочее.
Здесь есть некоторая проблема – по отзывам многих, вычеты не так просто получить. Мы бы хотели услышать чаяния и реальные интересы промышленников по этому поводу.
- Потому что помимо Налогового кодекса вносятся изменения и в другие законодательные акты - в Закон о банкротстве, в Гражданский кодекс и прочее. Их очень много.
Например, изменилась практика по истребованию активов третьих лиц в случае претензий к руководителю промышленного предприятия. И теперь, когда директор предприятия позволяет себе строить бизнес очень рискованно с точки зрения налогов, обладание активами критично – можно потерять.
Основная проблема в том, что с одной стороны есть желание выдумать непростые схемы и получить деньги, с другой – такой же силы желание обладать недвижимостью и землей. Так вот если ты имеешь активы, то использовать рискованные юридические конструкции тебе просто противопоказано. Именно на это в первую очередь обратит внимание Налоговая инспекция.
Зачастую схема работы была такой: активы - причем, те, которые необходимы для функционирования предприятия, - выводятся на ИП или на владельца как на физическое лицо. Это могли быть родственные или дружеские связи, в любом случае все новые предприятия подконтрольны одному.
Для того чтобы дотянуться до этих активов, налоговому органу нужно было инициировать процедуру банкротства, а значит доказать, что у предприятия есть ресурсы для погашения. Разумеется, под банкротство подводили то предприятие, которое ничего не имеет. Его, конечно, признают банкротом, но забрать ничего нельзя.
Есть ст. 45 Налогового кодекса, которая набирает силу и по которой сейчас нарабатывается практика, активная и отрицательная для налогоплательщика. Эта статья позволяет налоговикам обратить взыскание на активы третьих лиц в независимости от процедуры банкротства.
То есть у ФНС появился инструмент, который позволяет после вступления в силу решения выездной проверки, не дожидаясь банкротства, через суд добраться до активов третьих лиц, как бы они не были перераспределены. Поэтому предыдущая схема «банкротом будет фирма без активов» уже не работает.
- Важно просчитывать все до того, как налоговая инспекция оценит риски и начнет этап предпроверочного анализа. То есть до того, как налоговики соберут доказательную базу. Взвешенный пакет доказательств ФНС – это очень устойчивая позиция в суде. К сожалению, многие живут и ведут бизнес по принципу «будет проблема - будем решать». Так вот проблема уже есть, даже если вы ее не видите.
Конечно, есть признаки того, что ФНС начинает предпроверочный анализ, – это определенные требования, которые присылают контрагентам и самому плательщику. Но в случае со спасением активов это тот момент, когда менять схему уже поздно. Можно поработать над снижением суммы доначислений, но на этом этапе достичь результата очень сложно.
Сейчас важно оценить риски предприятия, у которого нет проблем. Когда они возникнут, будет уже слишком поздно, и никакими решениями их не устранишь.
Правовое поле за последние несколько лет и в частности в 2024-ом очень сильно изменилось. Ему нужно соответствовать, но многие этого не ощутили и не поняли. В части активов правовая практика напрямую говорит: если вы обладаете ими, то критически рискованно пытаться оптимизировать налоговую схему. Это главная мысль, которую важно понять.
- Да. Будь вы участник группы компаний, руководитель или бенефициар, даже скрытый. Дело в том, что информация по любым конструкциям бизнеса, даже по личным фондам, сейчас все больше открывается для ФНС. У налоговой есть инструменты, позволяющие знать больше о всех лицах, стоящих за конкретным бизнесом.
- Есть два параллельных процесса. С одной стороны, действительно, в ФНС хранится крупнейшая среди других государственных органов база данных. И поэтому не актуально выстраивать налоговую схему бизнеса, основываясь на том, что «тут меня не заметят».
С другой стороны, в законодательство вносится все больше поправок, которые обязывают те или иные структуры предоставлять информацию в ФНС. Возьмем простой пример: если раньше смена директора юридического лица была внутренним процессом предприятия, то теперь это нотариальное действие, и информация о нем попадет в налоговый орган.
Если какие-то изменения не были публичными, это не означает, что ФНС о них не знает. Открывается все больше сведений, которые позволяют выявить реальных бенефициаров.
- Оценить правовые риски потери активов и устранить их. Изучить все льготы в плане вычетов.
Оценить возможность и целесообразность сохранения УСН в группе компаний с 2025 года, в том числе с учетом возможности воспользоваться «амнистией» и ее рисками.
Ответить на вопрос: действительно ли есть необходимость изменения структуры группы компаний с учетом изменений в законодательстве.
Подготовить прогнозную финансовую модель, учитывающую размер потенциальных вычетов по НДС в 2025 году.
В общем, либо нужно прислушиваться к специалистам, которые на тебя работают, либо повышать свою правовую и финансовую грамотность. Потому что, еще раз повторюсь, правовая ситуация в части налогообложения и истребования активов, сильно поменялась, и игнорировать этот момент нельзя.
- Будут большие налоговые доначисления. Плюс пени и штрафы, которые могут составлять 45% и более от самой суммы доначислений. Речь идет о суммах от 100 млн рублей и выше. Это влечет за собой немалые сложности – нехватка оборотных средств, лихорадочные попытки перевода бизнеса, понижение кредитного рейтинга. И, что сейчас особенно актуально, риск потери госконтрактов.
Государство серьезно следит за расходованием целевых средств, и для их получения нужно, чтобы предприятие чувствовало себя здоровым с правовой точки зрения. Кроме правовых рисков еще и с точки зрения бизнес-процессов могут возникнуть большие сложности.
Построение легальных схем бизнеса и просчет финансового результата всегда были важны, а теперь особенно. Модель «просто перетасуем активы и сэкономим на налогах» уже не работает.