декабрь 26, 2024
По данным уполномоченного по правам человека в Алтайском крае Антона Васильева, средний размер пенсии в регионе – 17-19 тыс. рублей. «Это ниже, чем общероссийские показатели, рядом с прожиточным минимумом», — отметил он. Сколько должны получать пенсионеры и какая социальная катастрофа может произойти в недалеком будущем, омбудсмен рассказал на встрече с журналистами.
Деньги. Рубли. Монеты.
СС0
Антон Васильев рассказал, что одна из самых частых тем обращений к нему – низкие пенсии.
Часто на ее размер влияет советский стаж, который при перерасчете не дает больших выплат, сказал омбудсмен.
Проверяя частные случаи по методикам расчета, специалисты обнаруживают, что такие невысокие выплаты производят вполне законно.
«Нужно решение федерального центра, чтобы пенсия составляла минимум 70-80% от средней зарплаты в регионе. В нашем случае, это где-то 30 тыс. рублей. Так было бы правильно», — считает уполномоченный.
Также часто к уполномоченному обращаются пожилые граждане, которым социальную пенсию, например, по инвалидности «добивают» крошечными выплатами до прожиточного минимума – и не больше.
«Условно, у человека есть скромная социальная пенсия, которую просто увеличивают до МРОТа, — сказал Васильев. - Хотя человек надеется на «минималку» и сверху социальные выплаты. Но таковы сейчас правила расчета пенсии».
На Алтае – и не только – назревает крупная «пенсионная» проблема. Она касается граждан, у которых есть стаж работы в коммерческих компаниях с 1990 по 2001 год.
Некоторым из них будет весьма трудно доказать, что они трудились в тот период. Потому что далеко не все организации правильно вели кадровый архив, а страховые отчисления не фиксировали в Пенсионном фонде, объяснил омбудсмен. В то время еще не было распределительно-накопительной системы пенсионного обеспечения.
Личные дела сотрудников должны были храниться у работодателей в архивах. В случае «потрясений» в компании, их нужно было либо передавать правопреемнику, либо в региональный архив. Однако зачастую эти процедуры не соблюдали.
«Контроля нет, за нарушение архивного дела ответственность низкая – несколько сотен тысяч рублей, — отметил Васильев. – Восстанавливать сложно. На ряде предприятий мы решение нашли, но есть ряд организаций, где собственники находятся в другом регионе и в этом вопросе не заинтересованы».
По словам омбудсмена, с этой работой к нему обратились представители Социального фонда: они не могли добиться от работодателей документов и выписок из архива. Запросы игнорировали.
«Это судьба тысяч людей, — сказал уполномоченный. - Дай бог, у них будет нормальным образом оформлена трудовая книжка. Социальный фонд в последнее время очень придирчив к качеству записей. Если есть сомнения – просит иные документы. Если их нет, подтвердить стаж практически невозможно, в том числе в суде».
Омбудсмен надеется, что вместе с Социальным фондом и управлением по архивному делу сможет восстановить архивы хотя бы крупных предприятий.