март 18, 2025
Значимыми событиями прошлого года для бизнеса стали начало налоговой реформы и повышение налоговой нагрузки практически во всех сферах хозяйствования. Вопрос пополнения государственного бюджета стоит очень остро, но изменения стали во многом неожиданными даже для экспертов в этой сфере, рассказала директор компании «1+1» Ольга Сорокина.
Ольга Сорокина, директор компании «1+1».
Фото предоставлено компанией «1+1».
Планы не озвучивались Минфином заранее, и буквально за два-три месяца самые масштабные изменения за последние 20 лет были предложены, приняты и вступили в силу. Минфин в своих заявлениях акцентировал внимание на том, что реформа направлена на повышение справедливости налоговой системы, а не только на рост доходов бюджета.
Однако, на мой взгляд, справедливой ее можно назвать не потому, что она восстановила некий нарушенный ранее баланс и неравномерное взимание налогов между более бедными и более зажиточными слоями населения и бизнеса, а скорее потому, что законодатели постарались возросшее налоговое бремя более-менее равномерно распределить между всеми, — говорит Ольга Сорокина.
Повышение коснулось и крупного бизнеса, и среднего, и малого, и граждан в том числе, кроме, пожалуй, самых малообеспеченных и самозанятых, которых пообещали не трогать до окончания эксперимента с НПД в 2029 году.
1. Введение многоступенчатой шкалы НДФЛ для доходов граждан, с максимальной ставкой 22% для доходов от 50 млн рублей в год.
2. Повышение налога на прибыль с 20 до 25%.
3. Введение НДС для компаний на упрощенной системе налогообложения с выручкой свыше 60 млн рублей в год, но при этом увеличение лимита по доходам для упрощенной системы налогообложения до 450 млн рублей.
4. Уменьшение льготы по страховым взносам для малого бизнеса, пониженная ставка 15% раньше применялась от суммы зарплаты, превышающей один МРОТ, а теперь — свыше 1,5 МРОТ, а это дополнительные 2,1 тыс. рублей в месяц за каждого сотрудника.
5. Повышение ряда госпошлин (в частности, за регистрацию сделок с недвижимостью — в два раза).
По разным оценкам, эти меры позволят дополнительно пополнить бюджет на 1,5–3 трлн рублей в год. И это очень большая сумма. Для сравнения: когда в 2019 году увеличили НДС с 18 до 20% (а эта реформа проходила довольно болезненно для бизнеса), это привело к увеличению бюджета примерно на 600–700 млрд рублей в год.
Из положительных изменений реформы Ольга Сорокина называет амнистию за дробление бизнеса в 2022–2024 годах при отказе от дробления в последующие годы. А также введение ряда льгот для отдельных категорий бизнеса. Например, пониженные страховые взносы — 7,6% для обрабатывающих отраслей промышленности, возможность введения регионами автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН) на всей территории России, федеральный инвестиционный вычет для компаний, осуществляющих инвестиции в капитальное строительство.
1. Тренд на повышение налогов и налоговой нагрузки. Причем налоговые юристы опасаются, что повышение собираемости налогов государство будет обеспечивать через введение дополнительных оборотных налогов и сборов, которыми уже, по сути, и являются НДС по ставке 5%, туристический налог, сбор за рекламу в интернете, который введен с 2025 года.
2. Отказ от политики «символических» налогов с малого бизнеса (с оборотом свыше 60 млн рублей в год). Полноценное включение МСП в систему финансовой мобилизации для бюджетной системы.
3. Отказ от политики «символических» пошлин за оказание услуг.
4. Увеличение доли налоговых доначислений в рамках предпроверочного анализа, когда налогоплательщикам на основе глубоко проработанных результатов контрольных мероприятий налогового органа предлагают добровольно уточнить свои обязательства в бюджет без проведения выездной налоговой проверки.
5. Введение «точечных» льгот для отдельных категорий налогоплательщиков.
Как эти тренды повлияют на малый бизнес?
Малый бизнес можно разделить на два сегмента: на микро- с оборотом до 60 млн рублей в год и остальной, в который сейчас попадают компании с выручкой от 60 млн до 800 млн рублей в год.
Для сегмента микробизнеса особо негативных последствий от налоговой реформы я не вижу, — говорит Ольга Сорокина. — Как я уже отметила, режим самозанятости, который я тоже считаю удобным и выгодным для предпринимателей, пообещали не трогать еще несколько лет.
Введение АУСН, которую в Алтайском крае обещают внедрить со следующего года, тоже является дополнительным стимулирующим инструментом. Для этой категории предпринимателей есть достаточно большой выбор налоговых режимов с точки зрения налога на доходы, а самым болезненным с точки зрения налогов являются налоги на зарплату.
Кто когда-либо начинал свой бизнес с нуля, тот знает, насколько тяжело заработать первые деньги и обеспечить заработной платой своих первых работников, не говоря уже о том, что на зарплатные налоги дополнительно нужно отдать 43%, — рассуждает эксперт. — Очень жаль, конечно, что льготу по уменьшенным страховым взносам у малого бизнеса постепенно забирают и что теперь уменьшенная ставка 15% начинается с суммы превышения полутора МРОТ, а не одного МРОТ, как это было раньше.
Минэкономразвития недавно опубликовало статистику: несмотря на пандемию и СВО, доходы МСП за последние шесть лет выросли почти вдвое. 12 млн самозанятых внесли в это свой существенный вклад.
Что касается малого бизнеса с оборотом свыше 60 млн рублей, то он, на взгляд эксперта, оказался в самом уязвимом положении с учетом введения НДС. Для крупного бизнеса налог на прибыль увеличился на 5% (то есть налог с разницы между доходами и расходами). А для малого — при введении пятипроцентного НДС — это потеря 5% не от маржи, а от совокупного дохода бизнеса!
Несмотря на наблюдаемый рост, доля малого бизнеса в экономике России — одна из самых низких в мире и составляет всего 21%.
Вероятно, такое увеличение законодатели сочли единственным действенным инструментом для пополнения бюджета за счет малого бизнеса, увеличение налоговой нагрузки в виде процента от прибыли такого бизнеса просто не дало бы ощутимого результата.
К слову, количество таких компаний в России составляет меньше 3%. То есть, с одной стороны, хорошо, что 97 бизнесов из ста это увеличение не коснулось, а с другой — очень грустно, что почти отсутствует этот сегмент, который можно назвать вставшим на ноги малым бизнесом.
Когда смотришь на это издалека, как экономист, с точки зрения пополнения бюджета страны тебе кажется такое распределение вполне справедливым», — говорит Сорокина. — А когда лично каждый день консультируешь таких предпринимателей и видишь, что это известные в нашем городе бизнесы, небольшие, но много лет шедшие к своей стабильности, и что это всеми любимые места — небольшие сети кафе, столовые, магазинчики, то это уже не кажется логичным. Так не хотелось бы, чтобы любимые нами региональные бренды вытеснили порой довольно безликие представители федеральных сетей!
Налоговая реформа 2025 года в России несет как возможности, так и вызовы для малого бизнеса. Новые льготы и новые налоговые режимы могут стать стимулом для развития отдельных бизнесов, но НДС для компаний на «упрощенке» и ужесточение контроля вызывают опасения.
Очень надеюсь, что очередные вызовы сделают наш малый бизнес еще более адаптивным и сильным за счет необходимости выбираться из этих трудностей, искать новые решения, оптимизировать расходы и более ответственно относиться к учету финансов, — заключает эксперт.