март 20, 2025
Новая реформа стала крупнейшей перестройкой налоговой системы за последнее десятилетие. Вместе с руководителем УФНС России по Алтайскому краю Алексеем Легостаевым обсуждаем, как эти изменения отразятся на алтайских налогоплательщиках. А также говорим об итогах 2024-го, золотодобытчиках и нарушителях.
Алексей Легостаев, начальник УФНС России по Алтайскому краю.
altapress.ru
— Надо признать, что не только устойчивый рост экономики, но и высокая инфляция способствовала увеличению поступлений налогов в бюджет.
Всего за 2024 год в крае собрано 289 млрд рублей налогов и страховых взносов. Прирост составил 19,6%. Пятая часть сборов ушла в федеральный бюджет. Большая часть поступлений формирует доходы консолидированного бюджета края. Треть — страховые взносы.
Удалось обеспечить положительную динамику поступлений по всем уровням бюджетов. Например, динамика доходов краевого бюджета — 114,6%. По местным бюджетам темп роста составил 124,5%. При этом наши показатели по территориальному бюджету превышают и СФО, и Россию в целом.
— Есть две ярко выраженные отрасли, формирующие больше половины всех поступлений в бюджет Алтайского края: обрабатывающая промышленность (ее доля составляет 40,1%) и торговля (16,3%).
Наилучший результат по динамике поступлений продемонстрировала именно промышленность — 129% к уровню 2023 года.
Поступления по ретейлу увеличились только на 7,7%, из-за чего сократился удельный вес этой отрасли в общих поступлениях. Сдержанный темп обусловлен в первую очередь ростом экспортных операций и, соответственно, возмещением НДС.
Ухудшение показателей произошло в энергетике (на 25%) и финансах (на 19,6%).
Обрабатывающая промышленность 40,1%
Торговля 16,3%
— Второй год подряд в крае сохраняется внушительный объем поступлений по этому налогу. Только в краевой бюджет перечислено 31,5 млрд рублей. Темп роста — 104,6%. Алтайский край вошел в список 34 субъектов России, которые сохранили рост поступлений по этому налогу.
Несмотря на снижение объемов поступлений от плательщиков банковской сферы и энергетики, плательщики производственной сферы демонстрируют стабильный рост. Важно: у предприятий края произошел рост налоговой базы на 27%.
— Думаю, об этом лучше всего скажет НДФЛ. Прошедший год стал рекордным по сбору налога на доходы физических лиц. В консолидированный бюджет Алтайского края поступило 54 млрд рублей, или 40% от налоговых доходов.
Высокие результаты показали предприятия обрабатывающего производства, строительной отрасли, сельского хозяйства и торговли. Низкие — в госуправлении, здравоохранении и образовании.
В данном случае высокая динамика поступлений обусловлена ростом зарплат населения, увеличением на 40% налога с дивидендов. Кроме этого, в бюджет впервые зачислялись средства от уплаты налога на банковские вклады, а это 440 млн рублей.
Федеральный — 61,8 млрд
Краевой — 105,2 млрд
Местные — 28,9 млрд
На страховые взносы приходится еще 92,7 млрд рублей
— Да, ожидаем. Сейчас мы формируем базу о начисленных суммах процентов по вкладам за 2024 год и видим, что количество вкладчиков, которым будет исчислен налог в 2025 году, увеличилось на 56% и составило свыше 17 тыс. человек, а расчетная сумма НДФЛ выросла в два раза и достигла порядка 1 млрд рублей.
— Поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) распределяются в краевой и федеральный бюджеты в соотношении 60 и 40%.
В крае работают семь предприятий, которые добывают золото и серебро. За прошлый год от них поступило 344 млн рублей: 206 млн рублей в краевой бюджет и 138 млн рублей в федеральный бюджет. Темп роста составил 172%.
Увеличение произошло за счет введения коэффициента по добыче золота в размере 78 тыс. рублей за килограмм. Он увеличил налогооблагаемую базу на 40%.
Но надо понимать, что, кроме НДПИ, компании еще уплачивают имущественные налоги, налог на прибыль, НДФЛ с заработной платы. Возможно, если эти предприятия будут вести активную деятельность, выплачивать зарплату и иметь положительный финансовый результат, то можно говорить о высоких налоговых поступлениях в бюджет. Время покажет.
— Проблема миграции налогоплательщиков на УСН в другие субъекты РФ очень актуальна для многих регионов. Касается ли она Алтайского края? Будут ли ФНС России сделаны какие-то шаги, чтобы исключить или минимизировать это явление?
— Когда из региона уходят налогоплательщики — это отдельная тема для размышления. Если уходит налогоплательщик, вносивший существенный вклад в бюджет региона, — это, конечно, тревожный звонок. Но, как показывает многолетняя практика, основную часть мигрантов составляют недобросовестные плательщики, которые таким образом пытаются уйти от уплаты налогов, проверок или скрывают долги от кредиторов. Конечно же, мы внимательно следим за тем, какие компании уходят с рынка края, а какие приходят.
При этом анализ 2024 года показал, что только треть мигрировавших компаний находится на УСН, поэтому говорить о том, что эта проблема актуальна для края, я бы не стал.
Что касается наших шагов, то с этого года для «упрощенцев» изменился порядок применения ставки налога при изменении места регистрации.
Раньше плательщики переезжали в другой регион, где установлены более низкие налоговые ставки. С 1 января 2025 года вступил в силу закон, который устанавливает новые правила применения налоговых ставок при миграции организаций из одного субъекта РФ в другой.
В частности, если по новому местонахождению организации ставка по УСН меньше, чем применяла организация по прежнему месту, то в течение трех лет налог (авансовые платежи по налогу) исчисляется по ставке, установленной в регионе по старому местонахождению плательщика.
Думаю, эта мера возымеет свой эффект на некоторых плательщиков, которые ищут, где трава зеленее.
— Амнистии подлежат налоговые нарушения за 2022–2024 годы, связанные с применением схем дробления бизнеса, при условии отказа от применения схемы в 2025–2026 годах.
Само по себе объявление амнистии мало что изменило в подходах службы к проведению выездных налоговых проверок. Они инициируются в отношении плательщиков, в деятельности которых усматриваются риски минимизации налоговых платежей, когда такие плательщики отказываются устранить эти риски в добровольном порядке за счет представления уточненных деклараций и доплаты дополнительных сумм налогов в бюджет.
За 2023–2024 годы управление выявило около 50 групп налогоплательщиков с признаками дробления бизнеса. По итогам работы большинство плательщиков самостоятельно устранило нарушения. То есть согласились с нашими выводами о применении ими схем дробления бизнеса, представили уточненные декларации и оперативно доплатили в бюджет суммы налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, исходя из фактических масштабов своего бизнеса.
В общей сложности по итогам этой работы в бюджет дополнительно поступило 422 млн рублей.
— Мы постоянно мониторим ситуацию на рынке: наблюдаем и за плательщиками, в деятельности которых ранее выявлялись схемы дробления бизнеса, но также выявляем новые риски по указанным основаниям.
По окончании первого квартала у налоговой службы появится возможность оценить текущую деятельность наших плательщиков с точки зрения применения или неприменения схемы дробления бизнеса в 2025 году. В случае если они не воспользовались возможностями, предоставленными им государством при проведении амнистии, и продолжили работу по прежней «раздробленной» схеме, к ним будут предъявлены налоговые претензии и по текущим, и по прошлым периодам.
И здесь опять у бизнеса будет выбор — восполнить потери бюджета добровольно за счет представления уточненных деклараций либо получить решение о проведении комплексной выездной проверки за три года.
Будем надеяться, что большинство представителей бизнеса воспользуются шансом, предоставленным амнистией, и оставят в прошлом такого рода риски.
Но в то же время я не исключаю, что наверняка останутся предприниматели, которые, имея большие обороты, не откажутся от применения такого рода схем минимизации налогообложения. Наша задача — выявить такие случаи и оперативно восполнить потери бюджета.
— Эта площадка работает с 1 апреля 2022 года. Ее цель — найти компромисс между сторонами, чтобы избежать банкротства должника и дать ему шанс восстановить финансовое положение и минимизировать потери кредиторов.
Да, должники Алтайского края стали активнее использовать эту платформу для реструктуризации долга. За время ее работы 85 должников региона реструктуризировали свои долги на общую сумму 940 млн рублей путем получения отсрочек и рассрочек, а также заключения мировых соглашений.
Это положительно сказалось на их финансовом состоянии. Прежде всего, плательщикам удалось избежать банкротства, а также они сохранили свыше 3000 рабочих мест и защитили свои производственные активы на сумму 5,8 млрд рублей.
Еще важно, что реструктуризация долгов позволила улучшить финансовое положение компаний и платежеспособность должников. Бюджет дополнительно получил 335 млн рублей.
— Важно понимать, что реструктуризация — это стратегический ход, который требует тщательного анализа сложившегося финансового состояния плательщика.
Чтобы должнику успешно пройти эту процедуру, нужно составить финансовый план, который должен учитывать как текущие обязательства, так и будущие финансовые потоки. Грамотное планирование поможет поддержать бизнес на плаву, хотя бы на время преодоления сложной ситуации.
— В делах о банкротстве ФНС России является одним из законных кредиторов и вправе предъявлять свои требования к несостоятельным должникам.
При этом не всегда статус должника может смениться на статус банкрота. Закон предусматривает возможность сторон договориться, заключить мировое соглашение и прекратить рассмотрение дела. В этом случае мировое соглашение — это альтернатива банкротству и последующей распродаже имущества должника.
Оно может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела: как в рамках уже начатой процедуры, так и в период рассмотрения заявления о банкротстве.
В 2024 году в Алтайском крае прекращены 18 дел о несостоятельности в связи с заключением мирового соглашения на сумму 62,7 млн рублей налоговой задолженности.
— Да, процесс этот непростой и многие условия в таких соглашениях не всегда адекватно оцениваются должниками. Например, кто-то надеется, что ему будут прощены долги, изменится ставка или будут увеличены предельные сроки по рассрочке или отсрочке, в течение которых должник должен погасить долг перед бюджетом. Это не так! Закон есть закон, и его нужно соблюдать.
Если проблемный должник адекватно оценивает ситуацию, идет с нами на диалог, то результат, скорее всего, будет положительным. В этом случае наша задача — помочь проблемным налогоплательщикам сформировать условия мирового соглашения, проконсультировать в непонятных вопросах.
Как показывает практика, это приносит свои плоды. Предпринятые меры поддержки позволят сохранить предприятие, перестроить бизнес и выйти из кризиса, а также сохранить рабочие места.
— Да. Наша задача — это не только пополнение бюджетов, но и сохранение работоспособности реального сектора экономики.
Вы поймите, качественное администрирование налогов — это далеко не жесткий фискальный контроль. В первую очередь это выстроенный диалог с бизнесом и органами власти, который бы способствовал расширению налоговой базы и развитию экономики края в целом.