март 27, 2025
Вот-вот полностью растает снег и начнется дорожно-строительный сезон, но перед этим все материалы для создания асфальта необходимо протестировать на износ, прочность и морозостойкость. Сотрудники лаборатории Алтайавтодора показали, какие испытания проходит щебень, прежде чем попасть в дороги края.
Испытание дорожно-строительных материалов в лаборатории Алтайавтодор
altapress.ru
В начале марта сотрудники лаборатории Алтайавтодора начали брать пробы материалов для строительства дорог. Тогда вместе с ними в Усть-Каменский карьер, чтобы посмотреть, как добывают щебень и узнать о его дальнейшей судьбе. В этот раз нам показали лабораторию, где тестируют стройматериалы.
Алтайавтодор уже протестировал материалы семи из пятнадцати карьеров, включая Усть-Каменский. Кстати, из года в год именно его продукция пользуется наивысшим спросом среди алтайских дорожников.
Щебень некоторых карьеров проверку не прошел – в нем слишком много пыли и частиц глины, а некоторые зерна (камни) недостаточно колотые, то есть более округлые, чем это допустимо. Из такого материала дороги строить нельзя, потому что в них очень быстро начнут образовываться ямы.
Если в Алтайавтодоре выявили плохие материалы, карьер не списывают со счетов, он все еще может поучаствовать в строительном сезоне. Однако, как говорит начальник лаборатории Роман Раннев, быстро восстановить качество не удастся, поэтому предприятие может выпасть из производства на пару месяцев.
Но в карьерах края все вовсе не плохо, Роман рассказывает, что их постоянно совершенствуют:
«Из года в год качество материалов улучшается. Производители прислушиваются к нашим рекомендациям и закупают новое оборудование».
Некоторые испытания стройматериалов напоминают приготовление еды. Например, после сушки щебня, его просеивают, как муку. Это нужно чтобы разделить камни на фракции (рассортировать по размеру).
Вот только в отличии от муки, камни стучат о сито так, что после просеивания в ушах еще долго стоит гул, а специалисты признаются, что от этой работы забиваются мышцы рук.
Дальше щебень отправляется в установку для определения сопротивления истираемости. Это похоже на рецепт супа:
Вам понадобится 500 граммов щебня, 5,4 кг маленьких стальных шаров и 2,5 литров воды. Все это смешиваем в специальном барабане и помещаем в центрифугу. Время готовки около двух часов.
На выходе получается галька, по которой специалисты и вычисляют, насколько камни потеряли в весе, так определяют марку по износу щебня. Например, тот, что тестировали при нас, соответствовал марке МД-1, она подходит для создания асфальтобетона.
Следующий тест на прочность. Около 4 кг щебня помещают под пресс, который дает нагрузку в 20 тонн. Под весом камни находятся в среднем две минуты.
От этого они разрушаются, поэтому в лаборатории стоит хруст, который сотрудники в шутку называют ломанием костей. После пресса щебень просеивают и высчитывают потери. Чем их меньше, тем камень крепче и лучше.
Каждый специалист берет по 5 кг материала и тестирует его на протяжении трех дней. Но это без учета испытания на морозостойкость. Ускоренный метод проверки холодом занимает пять-семь суток беспрерывного испытания, для него применяют химические реагенты.
Есть и прямой метод. Камни замачивают в воде, а затем замораживают и размораживают исключительно за счет перепада температур в специальной морозильной камере.
На него уходит около месяца, после чего специалисты лаборатории оценивают потери. Тест на морозостойкость дает представление, как материал будет переносить наши суровые зимы.
Это испытание проводят циклами: два часа в воде, четыре – в камере. Камни делятся на марки по стойкости: 15, 50, 100, 150, 200 и 300. Эти цифры показывают, сколько раз щебень был заморожен. Лучшие – это те, которые смогли перенести перепады температур 300 раз без особых потерь.
После завершения всех тестов лаборатория Алтайавтодора составляет протоколы, которые направляют в подрядные организации. В документе прописано в каких карьерах закупать материал можно, а в каких не рекомендуют.
Кстати, в этом году алтайские карьеры стали производить более мелкие фракции щебня, которые позволят сделать асфальтобетонные смеси стабильнее, поэтому дороги обещают стать надежнее.