май 12, 2025
Барнаульская компания «Мартика», производитель товаров для дома из пластмасс, намерена вывести свое производство на уровень ведущих мировых предприятий отрасли. Уже сегодня половина главного оборудования — термопласт-автоматов — оснащена роботами, а в компании готовят новый проект автоматизации производства.
Производство компании «Мартика».
Фото: Дмитрий Лямзин.
В 2024 году в полку роботов в «Мартике» прибыло: из Китая приехали 14 «новичков» — и все уже заступили на «вахту». В общей сложности здесь уже 36 этих умных механизмов.
Трудятся они, можно сказать, «бригадами». Вдоль конвейера стоят термопласт-автоматы (ТПА), каждый делает свою часть изделия, а рука-робот опускает ее на ленту. На точке сборки, как хозяин во главе стола, сидит человек — к нему съезжаются все комплектующие. Он и соединяет их в единое целое.
«Раньше комплектующие складывали в коробки у каждого ТПА и по мере накопления отвозили на участок сборки. Расстановка ТПА вдоль конвейера сократила затраты времени на перевозку комплектующих и высвободила площади. Автоматы стоят плотнее, пространство используется эффективнее», — объяснил коммерческий директор Сергей Толмачев.
Роботами оснащено уже около половины ТПА. В 2025 году прибудут еще порядка 15.
Инвестиции в роботов — только часть инвестпрограммы «Мартики», реализованной в 2024 году. Еще одно крупное направление — новые товары. Над тем, чтобы произвести продукт, который полюбят потребители, команда трудится, что называется, не покладая рук.
Процесс вывода новинок на рынок объективно не быстрый: сначала работу делают маркетологи, дизайнеры и конструкторы, потом изготавливается пресс-форма, которой еще надо добраться до Барнаула. А рынок меняется быстро — только успевай подстраиваться. Судя по результатам, «Мартика» успевает.
В последнее время мы уделяли большое внимание аксессуарам и предметам для кухни, спрос на них быстро растет. В прошлом году вывели на рынок несколько новинок. Лидером продаж, драйвером нашей экономики стал раздвижной лоток для кухонных шкафчиков, — рассказывает Сергей Толмачев.
В 2025-м усилия конструкторов нацелили еще и на емкости для хранения вещей. В компании объясняют: квартиры у людей часто небольшие, а вещей много. И они все больше внимания уделяют организации пространства.
Мы готовим к выводу на рынок систему ящиков для хранения, в июне ожидаем начало продаж. Надеемся, новинка понравится не только удобством, но и демократичной ценой, — говорит Сергей Толмачев.
Автоматизация и роботизация позволяют «Мартике» решать задачи существующей численностью сотрудников.
Раньше один специалист мог обслуживать максимум два термопласт-автомата, сейчас — до пяти, — говорит Анна Морозова, финансовый директор.
Но новые люди все равно нужны, а их поиск остается проблемой.
Мы повышали и будем повышать зарплату. В прошлом году расширили маршруты доставки сотрудников на служебном транспорте и провели модернизацию спецодежды. Но людей на рынке труда больше не стало, — рассказывает Екатерина Лебедева, руководитель отдела по работе с персоналом.
В старые времена максимальный срок подбора сотрудника составлял 35 дней. Сейчас уложиться в этот срок удается все реже.
Одним из инструментов решения кадровой проблемы, возможно, станет федеральный проект «Открытая промышленность», к которому «Мартика» присоединилась в 2024 году. Его задача — научить предприятия рассказывать о себе интересно, через экскурсии поднять престиж и привлекательность рабочих профессий.
Экскурсии мы проводили и раньше. Теперь же я прошла обучение, сдала домашние задания и выдержала тестирование. Скоро начнем проводить их по науке, — рассказала Елена Маркова, менеджер по ИСМ.
Как бы там ни было, экскурсантам на «Мартике» будет на что посмотреть. Ритмичная работа роботов, как показал опыт, — самое привлекательное. Между тем, в компании готовят новый проект, и он тоже привлекает: перестройка системы подачи сырья.
Сегодня сырье подвозят к каждому ТПА. Затем грузчик вручную засыпает его в бункер автомата. В компании решили перейти на следующий уровень автоматизации и роботизации. Суть нового проекта: подача сырья к ТПА по трубопроводам из единого распределительного центра.
В феврале этого года на предприятии побывал губернатор Алтайского края Виктор Томенко. Он побеседовал с руководителями, и одной из тем стали возможные меры господдержки. Глава региона проект поддержал.
Его стоимость оценивают в 100 млн рублей.
Планируем в этом году приступить к его реализации с помощью займа в Фонде развития Алтайского края. Это существенно повысит конкурентоспособность нашей продукции и поднимет производство на уровень ведущих мировых предприятий нашей отрасли, — говорит Анна Морозова.
Первые ТПА планируется подключить к централизованной подаче сырья уже в 2025 году. Завершить процесс — в конце 2026-го.
Факт