Строитель первой коксовой батареи

март 13, 2025

13 февраля своё 95-летие отметил Семён Яковлевич Стопорев, житель г. Барнаула, один из двух последних оставшихся в живых Героев Социалистического Труда.

Семён Яковлевич родился 13 февраля (по паспорту 12 февраля) 1930 года в селе Малахово Косихинского района. Служил в армии механиком-водителем. В 1953 году после службы приехал в Барнаул и устроился плотником в строительное управление № 1 треста «Стройгаз».

Герой труда

Принимал участие в строительстве на территории Алтайского края масштабных промышленных сооружений, социальных объектов и домов, возводил целые жилые кварталы, больницы, школы, детсады Дворец спорта, театр драмы, ЦУМ в Барнауле. Помимо этого, Семён Яковлевич участвовал в сооружении комплекса первой коксовой батареи на Алтайском коксохимическом заводе и строительстве города Заринска.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 апреля 1982 года за выдающиеся производственные успехи при сооружении комплекса первой коксовой батареи на Алтайском коксохимическом заводе и строительстве города Заринска бригадиру плотников-бетонщиков СУ № 3 треста «Стройгаз» Стопореву Семёну Яковлевичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В 1982 году награждён орденом Ленина. С 1990 года – персональный пенсионер союзного значения. Живёт в Барнауле. Семён Яковлевич регулярно разгадывает сканворды, наизусть цитирует Пушкина, Есенина, Цветаеву и Лермонтова.

Из воспоминаний

– Однажды вызвал меня начальник СУ-4 Георгий Мельников. Затеял беседу – страннo-пространную. То да сё, вокруг да около… Я ему: «Давай по сути». А он: «Надо ехать в Заринск, строить «Коксохим». Поговори со своими». Поговорил, набрались желающие… На рекогносцировку отправился с тем же Мельниковым. Зима, мороз, сугробы до пояса, едва продрались к месту. На карте значится насосная станция очистных сооружений, в яви – белая целина…

Сцена. Мельников (торжественно): «Вот ваша работа!» – и широко обводит рукой. Стопорев: «Где?» Мельников: «Вот же, смотри!» Стопорев: «Куда смотреть-то?»

… Готовый котлован метров пять-шесть глубиной оказался набит снегом вровень с краями. Но глаза боятся, руки делают. Краном опускали вниз металлический короб, лопатами закидывали снежное месиво, вытягивали наружу и увозили прочь. Добрались до дна – грунт промёрз намертво, ломы отскакивают. Нарезали арматуру, штыри вбили в землю и пустили электроток. Отогрели, углубили, настала очередь заливать бетон. Снова морока. Бетонный участок – в нескольких километрах. На улице -40° С. Пока самосвалы везли раствор, тот успевал схватиться в камень. Ребятам приходилось лезть в кузов и скалывать… Сдали станцию вовремя, а потом монтировали главный административный корпус. До Заринска добирались на электричках, летом – на автобусе. В понедельник утром туда, в пятницу – домой. Три года подряд. Самая ударная стройка на моём веку.

Подготовил Евгений Бондарев.

История

Всесоюзная ударная

История «Коксохима» началась в 1971 году, когда на ХХIV съезде КПСС был утверждён проект строительства завода на Алтае.

Сильный дефицит кокса в стране сдерживал развитие целых отраслей промышленности, решено было строить завод. Площадку выбирали долго, в результате остановились на небольшой станции Заринская – здесь проходила Западно-Сибирская дорога, связывающая край с Кузбассом, главным будущим поставщиком угля.

Строительство «Коксохима» стало самым масштабным проектом в истории Алтайского края. Оно было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В возведении завода участвовало 15 тыс. добровольцев со всего СССР. Задача была сложнейшая: на сотни километров ни дорог, ни строительной базы. Потому с начала строительства в 1972 году до запуска первой коксовой батареи прошло 9 лет. А затем всего за одну пятилетку, с 1981 по 1985 год, запустили четыре коксовые батареи миллионной производительностью. Таких темпов в мировой практике не было.