май 5, 2025
Более 14,5 тыс. жителей Барнаула пришли 4 мая на железнодорожный вокзал, но вовсе не для того, чтобы отправиться в другой город. Они встречали уникальный ретропоезд «Эшелон Победы». Каждый экспонат эшелона – это фрагмент живой истории: от возглавляющего состав паровоза «Лебедянки» до солдатской «теплушки». Фотокорреспондент altapress.ru запечатлел торжественное прибытие, а также восторженные улыбки и яркие глаза граждан.
Прибытие ретропоезда "Эшелон Победы"
Дмитрий Лямзин
Перрон железнодорожного вокзала Барнаула как никогда оживлен. Тысячи людей настороженно смотрят вдаль — девушки встают на цыпочки, а дети просятся к родителям на руки, чтобы лучше разглядеть приближающийся поезд. 80 лет назад в глазах горожан отражались волнение и тревога. Сегодня же — только радостное предвкушение.
Ретропоезд «Эшелон Победы» — это исторически достоверная реконструкция поездка, на котором сотни тысяч сибиряков отправлялись на фронт, сражаться за Родину и Великую Победу. Алтайский край проводил 700 тыс. бойцов с перрона барнаульского вокзала. Половине из них так и не суждено было вернуться назад.
«Наша главная цель сегодня – отдать дань памяти и благодарности тем, кого уже нет с нами, но благодаря кому мы живем и смотрим в будущее с надеждой, — подчеркнул председатель АКЗС Александр Романенко. — Этот поезд – живое свидетельство подвигов наших предков, их силы духа и несокрушимой воли к победе. Пусть эта акция станет символом благодарности ветеранам и напоминанием для будущих поколений, какой ценой досталась Победа!».
В честь 80-летия Победы в Великой Отечественной войне «Эшелон Победы» посетил два города — Новосибирск и Барнаул. В столицу Алтайского края ретропоезд прибыл ближе к 11:00, но барнаульцы пришли на вокзал гораздо раньше.
Одни терпеливо ждали своей очереди, чтобы попасть на перрон (ведь желающих было очень много), а другие с интересом изучали выставку военной экипировки и оружия от ЗАТО «Сибирский» — многие успели сделать эффектное фото с 30-миллиметровым гранатометом на память. Также добровольцы предлагали смастерить праздничную открытку к 9 мая и почитать копию газеты «Гудок» 1945 года.
На самом перроне развернулось праздничное представление, которое, пусть и ненадолго, смогло передать волнительную атмосферу тех лет. Анна Космачева, режиссер и представитель компании «MEM Group», рассказала altapress.ru, как шла организация концерта:
«Это знаковое мероприятие для всех жителей Барнаула, особенно в юбилейный год Великой Победы. Государственный молодежный ансамбль песни и танца «Алтай» подготовил танцевальные и вокальные зарисовки — они настоящие профессионалы своего дела. Сцену встречи бойцов разыграли артисты ансамбля «Калинка» — замечательные мальчики ехали в эшелоне, а очаровательные девчонки их встречали. Также перед барнаульцами выступил гармонист Юрий Колесников. Благодаря всем артистам, нам удалось подготовить представление на высшем уровне».
Долгожданный гудок раздался в 10:55. Во главе поезда — легендарный паровоз «Лебедянка» или «Лебедь» (Л-620). Это один из самых массовых и удачных советских паровозов, получивший свое название в честь конструктора Льва Лебедянского. За десять лет, с 1945 по 1955 год выпустили более 10 тыс. «Лебедей». Сегодня многие из них украшают российские привокзальные площади и депо — в их числе Бийск. А некоторые поезда серии Л-260 до сих пор ходят по своему прямому назначению.
Также в состав эшелона вошли вагоны-теплушки с солдатскими нарами, медсанбатовский вагон и бронеплатформа с образцами военной техники. Был и «Вагон памяти» с фотографиями и историями участников Великой Отечественной войны. До 14:00 каждый мог сфотографироваться рядом с ретропоездом.
Особенно значимым гудок Победы стал для ветерана Великой Отечественной войны Григория Семеновича Симака. 4 мая он пришел вместе с семьей встретить эшелон.
В годы войны Григорий Семенович был танкистом, наводчиком орудия 55-й гвардейской танковой дивизии. По , Григорий Семак встретил победу в Чехословакии и после войны еще два года служил в Германии. Домой он привез медали «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», позже был награжден орденом Отечественной войны второй степени. Более 20 лет отработал на железной дороге.