май 6, 2025
Ленивые, безответственные и с завышенными ожиданиями. Или же, наоборот, сообразительные, амбициозные и готовые к нестандартным решениям. Можно по-разному относиться к зумерам, но игнорировать их уже не получится. Как сегодня молодые сотрудники адаптируют рынок под себя, почему им недостаточно одной высокой зарплаты и как предприятиям «подружиться» с поколением Z? Обо всем этом — в материале altapress.ru.
Ярмарка трудоустройства «Работа России. Время возможностей» в АлтГУ
Фото: Дмитрий Герайкин
Сегодня современный рынок труда делят между собой три поколения – X, Y и Z.
«Руководящие должности преимущественно занимают представители поколения X. Основу рынка труда составляют миллениалы или «игрики». А наше будущее принадлежит поколению Z, которое только начинает строить карьеру», — обрисовала общую картину Дарья Пургина, спикер от агентства стратегических сессий и командных решений Tren-do, во время
На молодое поколение сейчас ориентировано большинство предприятий. Юлия Угарова, начальник отдела кадров Алтайского приборостроительного завода «Ротор» и руководитель аппарата Алтайского регионального отделения Союза машиностроителей России отметила, что нынешнее пополнение кадров происходит главным образом за счет притока молодежи. «И задача предприятий – закрепить молодых кадров в профессии и отрасли», — подчеркнула собеседница.
Эти понятия принадлежат теории поколений, разработанной американскими писателями Нилом Хау и Уильямом Штраусом.
Поколение Х (1965-1984): прагматики, которые во всем ищут практическую пользу.
Поколение Y, миллениалы (1984-1996): технологически подкованные, ценят самовыражение и много внимания уделяют карьере.
Поколение Z, зумеры (1997-2010): взрослели в эпоху интернета и прочно связали с ним свою жизнь. Креативные и толерантные, внимательны к своему психологическому состоянию.
Первое отличие зумеров, на которое указывает большинство работодателей, это высокие зарплатные ожидания. По hh.ru среди молодых соискателей до 25 лет, только 29% согласны работать за зарплату меньше 50 тыс. рублей. Зато подавляющее большинство – 53% — назвали приемлемым размер оплаты труда для старта карьеры от 50 до 100 тыс. рублей. Еще 14% опрошенных ожидают, что им будут платить от 100 до 150 тыс. рублей.
При этом работодатели признают, что поколение Z отличает амбициозность. Многие начинают строить карьеру еще во время учебы в университете, чтобы набраться необходимого опыта. Так поступил Никита Купреев — он работает помощником мастера на заводе «Ротор» и учится на третьем курсе Алтайского политехнического техникума, получает специальность «техник-технолог».
«От «Ротора» пришло предложение попробовать себя в должности помощника мастера. Я согласился, ведь, на мой взгляд, это прекрасная возможность получить опыт по своей профессии и первую заработную плату, — рассказал Никита. — Работодатель с пониманием отнесся к тому, что я еще учусь, и спокойно отпускает на пары в техникуме. К тому же преподаватели в ссузе поощряют студентов, которые уже работают по специальности, и дают некоторые "поблажки"».
Однако молодые сотрудники не готовы посвящать все время работе, жертвуя собственными интересами. Вместо этого они предпочтут сделать карьеру частью жизни, совмещая работу с отдыхом.
«Современная молодежь – довольно интересная. Ей важно не только получать хорошую зарплату, но и хорошо чувствовать себя на рабочем месте. Это дружелюбный коллектив, комфортные условия труда и возможность гибридного графика. Последнее имеет особенное значение для молодых сотрудников», — поделилась наблюдениями Елена Кондрахина, старший специалист по работе с персоналом компании «ЛокоТех Эксперт». В компании отметили, что половина всех сотрудников – это молодые люди до 35 лет.
Еще одна характерная черта зумеров – это стремление к быстрому карьерному росту. Дарья Пургина отметила, что молодые сотрудники хотят видеть результат своих трудов здесь и сейчас.
«У меня была ситуация, когда спустя три месяца работы ко мне пришла сотрудница с намерением уволиться. Причина – отсутствие повышения. Я удивилась и предложила ей рассмотреть возможное повышение спустя полгода. Но для нее эти шесть месяцев показались вечностью!» — рассказала эксперт.
В отличие от своих коллег миллениалов и тем более «иксов», зумеры гораздо легче относятся к смене работы и не привязаны к одному предприятию. «Но в первую очередь все зависит от самого человека, — отметили в компании «ЛокоТех Эксперт». – Есть те, кто стремится попробовать и изучить множество сфер – такие были во все времена. А есть и такие сотрудники, которые находят то самое место и отдают ему большую часть лет».
Современные работодатели вынуждены подстраиваться под требования новых сотрудников. Юлия Угарова сообщила, что для закрепления молодежи на рабочих местах требуется приложить большое число усилий: от ранней профориентации до волонтерских акция и спортивных мероприятий.
«Причем профориентация направлена не только на выпускников школ и вузов, но также на учащихся младших и средних классов, — подчеркнула собеседница. — Также развита система наставничества – за каждым молодым сотрудником, практикантом или стажером закрепляется наставник, которые сопровождает его до момента самостоятельной работы и помогает адаптироваться».
Подобная стратегия позволила заводу «Ротор» в 2024 году занять первое место на всероссийском конкурсе лучших практик трудоустройства молодежи. В прошлом году на предприятии было трудоустроено 58 молодых сотрудников – это выпускники и нынешние студенты университетов и колледжей.
При этом Дарья Пургина заметила, что полноценному внедрению зумеров на рынок труда может мешать недопонимание между разными поколениями – вечная проблема отцов и детей.
Научить «иксов», миллениалов и зумеров договариваться между собой могут новые подходы к наставничеству и организации труда. Эксперт назвала несколько решений:
Двустороннее наставничество. Старшее поколение делится опытом с младшим и обучает основным навыкам. А молодые сотрудники в свою очередь учат коллег пользоваться современными технологиями и нейросетями.
При этом наставничество не должно превращаться в нравоучения, предупредила Пургина. «Если говорить с молодыми сотрудниками с высоты прожитых лет («Я знаю, как правильно!», «Я знаю, что тебе нужно!»), то они будут намеренно сопротивляться. Важно прислушиваться к мнению зумеров, ведь их идеи могут оказаться прогрессивными», — сообщила эксперт.
Поддерживать комфортную и безопасную атмосферу в коллективе. «Важно показывать новым сотрудникам, что они не одни и могут рассчитывать на поддержку в трудную минуту. В том числе новички могут создавать совместные чаты, где они могут общаться в своем кругу», — считает Пургина.
Проводить регулярные встречи с руководителями. По мнению эксперта, это поднимает ценность и нужность сотрудников на предприятии. Подобные встречи можно включить в программы адаптации для новых сотрудников.
Обмениваться опытом с коллегами из других городов и стран. Предприятия получают возможность обмениваться идеями, которые впоследствии могут оптимизировать производственные и рабочие процессы, сохранив большую часть ресурсов.
Адаптироваться под новые требования поколения Z пришлось не только работодателям, но и университетам. Первый проректор по учебной работе Алтайского государственного университета Евгения Жданова рассказывает:
«Сегодня университеты не просто готовят кадры, а создают специалистов с набором компетенций, опережающих нынешние запросы рынка труда. Работодатель еще может не знать, с какими технологиями ему придется иметь дело в будущем – а вуз обязан это предвидеть. Мы насыщаем наших выпускников новейшими цифровыми и технологическими компетенциями и soft-skills. В то же время университет должен четко понимать кадровую ситуацию в регионе и предоставлять возможности для трудоустройства граждан. В их числе программы дополнительного образования и ярмарки профессий».
Востребованным оказались программы среднего профессионального образования, а престиж колледжей значительно возрос, отметила Юлия Угарова:
«Сегодня мы видим, что большинство ребят стремятся получить рабочую профессию и поступают на программы СПО на конкурсной основе. В первую очередь. Этому способствовал федеральный проект «Профессионалитет», который предложил новые условия подготовки кадров. Это высококлассные лаборатории, тесная интеграция с будущим работодателем и современные технологии».
Также большую популярность приобрело дополнительное профессиональное образование, которое может получить каждый человек.
«Большинство выбирают ДПО еще во время учебы в университете, например, выбирают смежные специальности. В таком случае студентам доступны скидки на обучение или полная оплата курса за счет средств института. После окончания вуза выпускник получает сразу два диплома – о высшем образовании и дополнительном», - рассказывает Александр Коначков, аналитик отдела дополнительного профессионального образования АлтГУ.
Кроме этого, получить ДПО могут сотрудники компаний в рамках повышения квалификации за счет средств работодателя. А по национальном проекту «Кадры» университет предлагает программы для пожилых граждан, решивших сменить профессию.