май 30, 2025
В Музыкальном театре под занавес сезона решили блеснуть всеми талантами, на которые только способны. И 19 июня представят вечер одноактных пьес, куда войдут опера (она же зингшпиль) Моцарта «Директор театра» и кантата Карла Орфа «Песни Катулла». Возможно, для обывателя это звучит немного скучно, но, поверьте, есть масса причин посмотреть постановку. Рассказываем подробности.
Репетиции спектакля "Директор театра. Песни Катулла".
Виктория Паршкова.
«Даже большие театры редко позволяют себе исполнять и балет, и хоровую, и инструментальную музыку в одной постановке, - говорит заведующий литературной частью Музыкального театра Илья Зуев. - Это то, чем, собственно, отличается музыкальный театр – синтез инструментального, вокального, драматического и хореографического искусства. Мы покажем здесь весь этот арсенал на том уровне, которым сегодня обладаем. Такой лакмусовый спектакль будет».
Начнем с того, что никакое сценическое произведение Моцарта в Барнауле не ставилось никогда. Да и опера как жанр в Барнауле подзабыт – последним его пытался культивировать Леонид Халифман, когда служил главрежем в Музыкальном еще в 1980-х.
Немецким словом «зингшпиль» называется разновидность оперы, где разговорные диалоги сочетаются с пением и танцами. То есть, это некое подобие оперетты с комическим сюжетом.
Сюжет выбранного произведения Моцарта - в том, что директор театра организует пробы, куда приходят артисты самых разных жанров. Героям приходится вытрепываться изо всех сил, строить козни и собирать сплетни, чтобы только их взяли в труппу.
«Все действие разворачивается вокруг двух прим, которые конкурируют между собой. Это наиболее харизматичные персонажи. Но и другие им не уступают – зритель увидит целую череду гротескных образов. Конечно, непросто, но очень интересно попробовать организовать артистов с такими яркими характерами в одном пространстве», - рассказывает режиссер-постановщик Игорь Бондаренко, специально прибывший к нам из Новосибирского театра оперы и балета.
Он говорит, что спектакль по эстетике близок к тем, что ставятся в Музыкальном театре, но на порядок сложнее мюзиклов и оперетт по вокалу и музыкальной драматургии. Впрочем, для композитора это точно было не сложно.
«Моцарт написал этот зингшпиль за 13 дней, - рассказывает Илья Зуев. – В это время он работал над большой оперой «Женитьба Фигаро», а в «Директоре театра», видимо, отдыхал и веселился от души. Как говорит мой герой, комический певец Буфф, «это же то, что нам нужно! - веселье, задор и никому ничего не понятно»».
Для того, чтобы оркестр сыграл именно по-моцартовски, главный дирижер театра Мария Моисеенко много консультировалась с барочными ансамблями Новосибирска о том, какие штрихи внести в исполнение. Это совершенно другая манера, и хочется верить, что будет максимально аутентично.
Насими Нариманов говорит, что работа над оперой – это возможность прикосновения к другому времени, к неким истокам жанра: там совсем другая музыка.
«Мой герой - господин Фогельзанг – комедийный актер, участвующий в интермедиях, короче, на разогреве. Он все время поносит высокие жанры вроде трагедии и оперы, утверждая, что комические артисты как раз приносят больше всего денег. Это его главный аргумент».
Господин Фогельзанг о пошивочном цехе:
- Знают, что если все сделать раньше, то артисты будут просить все переделывать до бесконечности.
Николай Бобровский исполняет роль банкира Эйлера. У него есть жена, мадам Пфайль, которая выкрутила ему все мозги, потому что считает себя великой актрисой. Несчастный муж вынужден постоянно подпевать и подыгрывать ей дома.
Однажды она заставила Эйлера играть в сцене на необитаемом острове, где Лубан спасает свою Лубонару от злого волшебника Эутифона, который превратил ее в кошку. Мадам Пфайль в этой сцене только мяукала, чем окончательно расстроила нервную систему мужа. И он пришел в театр с мольбой избавить его от супруги за любые деньги.
Банкир Эйлер:
- Скорее возьмите ее в театр, чтобы мне не пришлось играть любвеобильных кошатников.
Анна Кожевникова впервые работает в жанре оперы. «Впечатления неоднозначные, - говорит она. – Это сильно отличается от всего, что я делала на сцене, но это очень интересно. Моя героиня – мадам Пфайль, очень экстравагантная и считает, что приносит большие деньги театру. Театр не очень заинтересован в ней самой, а вот в деньгах мужа - очень».
Мадам Пфайль:
- Что это, господин Франк? Вы знаете, что я здесь и не приходите навестить великую Пфайль!
Антон Попов исполняет роль того самого господина Франка, который задумал революцию в театральном искусстве, хочет набрать труппу, но не особо разборчив, и его амбиции борются со здравым смыслом. Он хватается за все и сразу, и в этом его проблема.
Господин Франк:
- Я должен повесить добросовестность и хороший вкус на гвоздик!
«Главный герой тут Моцарт», - в один голос заявляют и постановщики, и артисты. Он исследует природу театра как группы людей, которая со стороны кажется одной большой семей, а на деле может быть очень жестоким сообществом, в котором каждый друг другу - волк.
«Моцарт показывает нам все жанры и все особенности театрального закулисья того времени. Но самое интересное – мало что изменилось за последние 250 лет», - подытоживает Игорь Бондаренко.
«Песни Катулла» - вторая часть триптиха «Триумфы», написанная Карлом Орфом в 1943 году. Произведение никогда не было представлено в Барнауле. Кантата состоит из стихов древнеримского поэта Катулла к своей возлюбленной Клодии, которые современный человек знает весьма плохо. Тем не менее, это, можно сказать, начало европейской лирической поэзии в чистом виде.
В исполнительском плане кантата «Песни Катулла» - крайне сложное произведение, поскольку Орф выводит на первый план ритмическую структуру, уходя от мелодики.
У композитора была своя концепция: он продумывал не только музыкальную составляющую, но и сценическое воплощение своих кантат. В его редакции «Песни Катулла» практически не исполняются, поскольку написаны на латыни, и перевода их не существует. Наизусть их петь тоже невозможно.
«Для нас это совершенно новый материал, - говорит хормейстер Наталья Шабалина. - Почти 40 минут сплошной музыки, но только два номера – пролог и эпилог – поддерживаются оркестром, остальное - а капелла. Но у Орфа так задумано, что во главе должен быть человек, а инструмент вторичен. Кроме того, это многоголосье, тут каждый такт представляет большую сложность. И произношение на латыни – отдельная проблема, потому что есть разные варианты».
Чтобы усилить музыкальную составляющую к участию пригласили Барнаульский академический хор им. Тарнецкого и художественного руководителя Марию Тарасенко. Так что на сцене мы увидим сводный хор из почти 50 человек. Пока коллективы репетируют каждый на своей площадке.
Идея воплотить «Песни Катулла» на сцене принадлежала дирижеру Марии Моисеенко. «По первому образованию я дирижер академического хора, - говорит она. – Мы привыкли слушать оратории и кантаты именно так - хор встает ровно с папками, поет, а потом уходит. Почему? Ведь там есть действие, сюжет. Когда слушаешь, прямо представляешь, что происходит. Орф – самый яркий представитель жанра».
Для того чтобы приблизить понимание древнеримской трагической любовной лирики к нынешнему дню, решено было воплотить кантату еще и пластически – это будет хореографический спектакль по биографии Катулла, по сути балет. Кроме того, «чтобы было что танцевать», постановщикам и завлиту Илье Зуеву пришлось буквально откапывать какие-то исторические факты, переводить Катулла дословно и создавать либретто.
«Это будет целая вокально-хореографическая картина, - говорит балетмейстер-постановщик Оксана Малышева. – Мы будем работать в традициях драматического балета, поскольку здесь есть история. Как мы будем все это соединять? И с радостью, и со слезами – непростая задача, заставляющая мозг как следует поработать».
Зрителя обещают погрузить в атмосферу Древнего Рима с его особенной архитектурой, которая к тому же станет перемещаться по сцене (в ответе за это главный художник театра Николай Чернышов). Среди всего этого будет существовать балет, который за все 40 минут действия почти не прерывает танец.
По словам Оксаны Малышевой, несмотря на трагическую суть постановки – все же герои отчаянно борются с судьбой – любовь должна восторжествовать даже на фоне разрушительных обстоятельств. А живые голоса хора поспособствуют катарсису.
Оркестр в этой части будет состоять из роялей и расширенной группы ударных инструментов.
Еще несколько лет назад директора не участвовали ни в каких кастингах – решение принимали главные режиссеры и художественные руководители театров. Но последняя тенденция такова, что театр становится все более «директорским», и именно этому человеку нужно принимать окончательное решение по всем вопросам, включая творческие.
Директор Музыкального Андрей Малышев в пробах всегда участвует на правах главного, который может сразу увидеть перспективу того или иного артиста в плане зрительского интереса.
«Большую роль тут играет "сексуальность" в широком понимании этого слова, - говорит он. - Артист должен быть привлекательным для зрителя. Тут дело даже не столько именно в красоте, сколько в обаянии – внешнем и вокальном, конечно. Зритель должен хотеть смотреть, он должен буквально влюбиться в героев. А если артист ничем не привлечет зрителя, то не имеет значения, сколько у него ролей и грамот. И конечно, приемная коллегия может решить все, что угодно, и даже единогласно, но ответственность-то будет лежать на мне. Так что директор театра может сказать свое веское «нет» или «да» наперекор всем».