июнь 3, 2025
Недавно, 2 июня, в Стамбуле прошел второй раунд российско-украинских переговоров, которые возобновились после трехлетнего перерыва. Об этом пишет РБК.
Флаг Турции.
unsplash.com
Консультации проходили в закрытом режиме и длились около часа, что вдвое меньше времени, чем 16 мая. Стороны общались на русском языке. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган назвал переговоры «великолепными» и предположил, что если стороны договорятся о встрече на уровне лидеров, то к ней может присоединиться президент США Дональд Трамп.
Из переговоров 2 июня исключили одного из участников встречи 16 мая, но включили трех новых. Состав России остался прежним.
Глава российской делегации Владимир Мединский сообщил журналистам, что стороны обсудили практические шаги и обмен меморандумами. Он отметил, что Россия на следующей неделе передаст Украине 6 тыс. тел погибших украинских военнослужащих.
Глава украинской делегации Рустем Умеров добавил, что Россия не согласилась на безусловное прекращение огня и встречу лидеров. Стороны договорились об обмене телами по схеме «6000 на 6000».
Делегации также согласовали крупный обмен тяжелораненых и больных военнослужащих, а также солдат в возрасте от 18 до 25 лет по схеме «всех на всех». Мединский уточнил, что общий объем обмена составит не менее 1 тыс. человек с каждой стороны, возможно, больше.
Помощник президента России сообщил о создании постоянной медицинской комиссии для формирования списков на обмен тяжелоранеными. Он отметил, что такие обмены будут происходить регулярно. Мединский предложил временное прекращение огня на два-три дня в некоторых местах фронта для сбора тел солдат, объяснив это риском эпидемий.
Умеров предложил провести новую встречу с 20 по 30 июня. Украинская делегация передала России список детей, которых нужно вернуть. Глава офиса президента Украины Андрей Ермак подчеркнул, что возвращение детей — важная часть мира и доверия. Он отметил, что список включает сотни имен и ждет ответа от России.
Согласно Axios, Москва предложила вернуть Киеву десять украинских детей до 10 июля. В день переговоров Путин встретился с уполномоченной по правам ребенка Марией Львовой-Беловой, но этот вопрос не обсуждали.
Мединский сообщил, что Россия получила список из 339 детей и будет работать по каждому случаю. Он добавил, что за последнее время вернули 101 ребенка из России и 22 из Украины.
Делегации прибыли во дворец Чираган около 14:45 по московскому времени, опоздав более чем на полтора часа. Утром украинские переговорщики встретились с представителями Германии, Великобритании и Италии, чтобы согласовать позиции перед встречей с Россией. В МИД Украины сообщили, что украинская делегация обсудила повестку, включающую встречу лидеров, прекращение огня и гуманитарные меры.
Перед консультациями с российской стороной Рустем Умеров встретился с главой МИД Турции Хаканом Фиданом, что задержало начало переговоров. Фидан отметил в своем вступительном слове, что планируется обсуждение прекращения огня и организации встречи на уровне лидеров. Он выразил надежду на успешный обмен военнопленными.
ТАСС , что Мединский и Умеров провели встречу перед переговорами, которая длилась два с половиной часа и помогла подготовить эффективное обсуждение.
В отличие от предыдущего раунда, американская делегация не участвовала в консультациях и не проводила встреч с российскими и украинскими представителями. Накануне переговоров госсекретарь США Марко Рубио поговорил с главой МИД России Сергеем Лавровым.
Накануне встречи в Стамбуле агентство Reuters по урегулированию конфликта. Меморандум включает пять разделов. В первом разделе Украина предлагает «полное и безусловное» прекращение огня на 30 дней с возможностью продления, а США должны контролировать перемирие с помощью третьих стран. Также Украина требует возвращения всех детей, обмена заключенными по принципу «всех на всех» и освобождения гражданских заложников.
Киев настаивает на международных гарантиях безопасности и праве выбирать свой статус, включая стремление к членству в ЕС и НАТО. Украина не согласна на ограничения численности и размещения своих вооруженных сил и войск дружественных стран.
Кроме того, Украина считает, что международное сообщество не должно признавать территориальные приобретения России после 2014 года, и обсуждение территориальных вопросов возможно только после прекращения огня. Отмена санкций против России может быть постепенной, с возможностью их быстрого восстановления. Замороженные российские активы предлагается использовать для восстановления Украины.
В документе также упоминается возможная встреча президентов России и Украины для обсуждения мирного договора.
Российский меморандум, и после переговоров, состоит из трех частей.
Мединский отметил, что российский меморандум проработан, и украинская сторона его изучит. МИД Украины также подтвердил намерение изучить российские предложения и дать ответ.
Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, считает, что удары Украины по российским аэродромам не повлияли на ход и итоги переговоров. Он отметил, что отсутствие соглашения о прекращении атак делает влияние этих ударов незначительным. Суслов подчеркнул, что действия Украины могли сорвать переговоры.
«И если бы Россия в знак протеста сказала, что выходит из них, то это было бы моментально использовано Киевом и европейской партией войны как доказательство того, что Москва не хочет мира. А значит, самое время Трампу вводить российские санкции и разрушать процесс нормализации отношений. Но Россия на эту провокацию не поддалась», — заявляет он.
Заведующий кафедрой прикладного анализа международных проблем (ПАМП) МГИМО МИД России Игорь Истомин добавил, что Украина могла использовать удары по аэродромам для давления на Россию в переговорах, но российское руководство укрепилось в мнении, что урегулирование конфликта должно исключать угрозы со стороны Украины. Основные разногласия остаются вокруг членства Украины в НАТО и ограничений на ее вооруженные силы.
Суслов считает результаты переговоров позитивными, несмотря на значительные разногласия между Москвой и Киевом и попытки Украины сорвать консультации. Он отметил, что ни одна из сторон не хочет выглядеть инициатором срыва переговоров. Хотя фундаментальные вопросы остаются нерешенными, наблюдаются подвижки по гуманитарным вопросам, что позволяет продолжать дипломатический процесс.
Истомин подчеркнул, что хотя итоговые заявления сторон подразумевают продолжение переговоров, больших надежд на них возлагать не стоит. Инициатива остается у военных, и перспектива изменения позиции Киева зависит от ситуации на линии соприкосновения.
В последние недели президент США Дональд Трамп выразил разочарование отсутствием прогресса в переговорах, критикуя украинские и российские власти. Он пообещал изменить подход, если Москва не проявит готовность к миру в течение двух недель, но пока не считает нужным вводить новые санкции, чтобы не помешать возможной сделке.
Тем временем 82 из 100 сенаторов готовы поддержать новый санкционный пакет, разработанный сенатором Линдси Грэмом. Законопроект легко пройдет в палате представителей и включает 500% пошлины на товары из стран, закупающих российские энергоресурсы или уран, а также запрет на покупку российских гособлигаций гражданами США.
США подготовили собственное предложение по мирному урегулированию конфликта. Оно включает признание суверенитета России над Крымом и контроля над Луганской, а также частями Донецкой, Херсонской и Запорожской областей. Украина должна отказаться от вступления в НАТО, но сохранить перспективу членства в Евросоюзе.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен встретилась с Грэмом для обсуждения координации действий ЕС и США по санкциям против России. ЕС готовит 18 пакет ограничений, который включает рестрикции против «Северного потока» и банковского сектора России, а также снижение потолка цен на российскую нефть. Эти меры усилят совместное воздействие санкций.
На встрече в Вильнюсе представители восточного и северного флангов НАТО поддержали членство Украины в альянсе. Лидеры Польши, Румынии и Литвы подтвердили обязательство союзников по евроатлантической интеграции Украины и право страны самостоятельно определять меры своей безопасности без внешнего вмешательства.