октябрь 3, 2008
Олег Богданов
Депутаты приняли в первом чтении проект поправок к Закону «О правотворческой деятельности». В законе появится новая статья 25.1 «Об антикоррупционной экспертизе».
Законопроектом определяются понятие антикоррупционной экспертизы, механизм ее проведения, перечень коррупциогенных факторов, приводится список законопроектов, подлежащих обязательной экспертизе.
"Экспертиза создает возможности для выявления и своевременного устранения пробелов и других лазеек в законах, которые могут быть использованы коррупционерами".
К проведению антикоррупционных экспертиз согласно проекту могут привлекаться ученые и специалисты научных и образовательных учреждений, представители прокуратуры и других госорганов, эксперты из других регионов и из-за рубежа. При этом для обеспечения независимости законом запрещено привлекать в качестве экспертов лиц, принимавших участие в разработке подлежащих экспертизе законопроектов, а также депутатов представительных органов.
Однако из первой редакции законопроекта также следует и то, что назначать антикоррупционные экспертизы и устанавливать порядок их проведения будут сами разработчики законопроектов. То есть по решению Законодательного собрания, его постоянных комитетов и комиссий может быть проведена антикоррупционная экспертиза любого проекта нормативного правового акта, принимаемого… Законодательным собранием. А по решению губернатора и руководителей органов исполнительной власти – любого проекта, принимаемого губернатором и органами исполнительной власти.
Непонятно, возможно ли будет при таком порядке обеспечить реальную «антикоррупционность» экспертных заключений, но у депутатов есть время на доработку законопроекта до второго чтения. В начале следующего года у Алтайского края, вероятно, появится и своя местная версия Закона «О противодействии коррупции», после того как наконец будет принят долгожданный федеральный.
Проектом закона определено 16 коррупциогенных факторов, которые должна выявлять экспертиза. В том числе это:
В Законодательном собрании создана рабочая группа, проверяющая уже принятые нормативные правовые акты на наличие коррупционной составляющей.