июнь 16, 2025
Александр Кокорев, директор Барнаульской дирекции по развитию бизнеса Филиала Газпромбанка «Западно-Сибирский», вошел в число лауреатов конкурса «Директор года – 2024. Алтайский край». Честность, адаптивность и фокус на цифровизацию — ключевые принципы, которые, по его мнению, определяют будущее банковского сектора. Как ему удается мотивировать сотрудников, находить баланс между рисками и стабильностью, а также совмещать высокую ответственность с личной жизнью — в интервью управленца altapress.ru.
Александр Кокорев вошел в число лауреатов конкурса «Директор года – 2024. Алтайский край».
Фото: Владимир Вдовин.
— Конечно, это командная победа! Секрет успеха моей команды простой и одновременно сложный — каждый работает четко и слаженно, подставляя плечо друг другу. Как когда-то говорил Иосиф Виссарионович — «Кадры решают все!».
Я уверен, факторов победы было достаточно много. Несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию, 2024 год мы закрыли очень успешно. У Газпромбанка в регионе был абсолютный рекорд по совокупному финансовому результату. Мы заработали в пять раз больше, чем зарабатывали три года назад, до моего назначения на должность.
— Тут все просто. Моя управленческая философия — это акцент на человеческом капитале, гибкости и создании ценностей. Незыблемым для меня всегда был и остается один принцип — в любой ситуации оставаться человеком и относиться к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе. Как правило, люди это чувствуют и в большинстве случаев отвечают взаимностью. А кто не взаимен — нам не по пути.
Еще я не терплю ложь и всегда стремлюсь к честности и искренности. Этого требую и от своей команды.
— Я считаю, что управленческий подход — это постоянно изменяющийся механизм, зависящий от ряда факторов как внешней, так и внутрикорпоративной среды, под влиянием которых он постоянно меняется, совершенствуется, оттачивается.
Давно для себя понял, что современные управленцы должны отходить от авторитарного контроля («командуй и контролируй») к созданию среды, где люди мотивированы, обладают полномочиями и способны достигать выдающихся результатов вместе.
Что касается доверия данным и интуиции, то тут я всегда комбинирую. Конечно, в банковской сфере фундаментом выступают цифры и анализ данных, но при этом не стоит забывать о роли личности в любых процессах.
Часто бывает, что компания с идеальными финансами, не сумев адаптироваться к изменяющейся реальности, уходит в банкротство, а компания, созданная с нуля «в гаражах» и не приносящая прибыль в моменте, становится яркой звездой и вырастает в мегакорпорацию. Вот тут уже нужна интуиция, банкиры должны это чувствовать.
— В последнее время каждый год приносил финансовому сектору и не только ему все новые и новые вызовы. Что касается 2024 года, ограничения со стороны западных партнеров принесли всему банковскому сектору массу неприятностей, но, как и ранее, наш банк со всеми вызовами успешно справился.
— Гибкость и адаптация — то, что помогло нам с решением этих динамически появляющихся проблем. В мире бизнеса главное — быть готовым к переменам. Именно гибкость позволяет выйти на новые высоты даже в самых неожиданных обстоятельствах.
Инновации и креативность, новаторский подход и готовность к экспериментам могут привести к впечатляющим результатам.
— Открытый диалог помогает избегать недоразумений и строить долгосрочные отношения. Прошлый год наиболее наглядно показал важность непрерывного анализа процессов и обучения. Только постоянное совершенствование себя, своей команды и бизнес-процессов обеспечивает стабильность и рост.
—На самом деле мне больше присущ острожный, обдуманный, взвешенный стиль руководства и подход к риску. Я не из тех, кто будет идти в проект, который сопровождается высокими рисками, хотя это сулит колоссальные доходы и большие перспективы в случае реализации.
Как показывает практика, погнавшись за сверхприбылью в моменте, можно потерять все. Мой же стиль работы приносит свои результаты. В настоящее время, несмотря на непростую финансово-экономическую ситуацию, у нас в дирекции отсутствует просроченная задолженность корпоративных клиентов.
— Для того, чтобы найти талантливого специалиста, необходимо четко определить потребности и профиль кандидата, его способности и темперамент под конкретные задачи, определить его культурное соответствие команде. Да, часто на первом этапе очень сложно отделить зерна от плевел, но на то мы и управленцы, чтобы развивать в себе этот талант. Могу уверенно сказать, что за годы я это качество в себе весьма хорошо развил, об этом, в том числе, говорят успехи моей команды.
Поиск кадров ведем не только классически — через кадровую службу, кадровые агентства и профильные сайты, но и пользуемся «сарафанным радио». Постоянно следим за нашей деловой репутацией, часто талантливые специалисты находят нас сами, зная, что как работодатель мы себя прекрасно зарекомендовали.
— Если специалист с другим видением, то я стараюсь найти этому применение. Конечно, если есть понимание, что этот человек, его усилия будут полезны в нашем бизнесе. Возможно, команда уже что-то видит не так, не под тем углом, а новый специалист, с новым взглядом, как раз предложит что-то инновационное и прорывное.
При приеме новых сотрудников я лично провожу собеседование с каждым, вне зависимости от категории должности, пусть даже это будет консультант или курьер. Я должен знать людей, которые работают в моей команде, а они должны знать меня и мои подходы, требования к работе.
— Начнем с честности. Честность и прозрачность — основа доверия. Регулярные брифинги о состоянии дел в дирекции и банке в целом. Даже негативные новости без прикрас снижают тревожность сотрудников и вызывают доверие к руководству.
Фокус на нематериальной мотивации. Обязательное публичное признание за вклад, даже за небольшие победы. Проведение различного рода командообразующих мероприятий, спортивных праздников, состязаний. У нас в дирекции есть свой профсоюз. Думаю, мало кто из банков в регионе может похвастаться тем, что у них на местном уровне сохранился профсоюз. У нас он есть и прекрасно функционирует, более того, у нас 99% штата в нем состоит.
Лидерство с акцентом на здоровье и благополучие. Современные лидеры должны не только управлять, но и заботиться о благополучии своих сотрудников: это значит, что руководители должны быть более доступными и чуткими к потребностям своей команды.
Также считаю, что в сложные времена мотивация держится на ощущении контроля и осмысленности работы. Сотрудники прощают непростые решения, если понимают их логику и видят, что руководство разделяет нагрузку. Показывай личным примером — этот принцип работает не только с детьми, но и в любых отношениях, в том числе служебных.
— Будем усиливать работу банка в онлайн-пространстве. Работа над дистанционным обслуживанием и работа в цифровых каналах востребована все больше и больше. Современная молодежь не горит желанием идти в офис, даже современный, она хочет решать любой вопрос в телефоне, здесь и сейчас. Мы стремимся сделать наши цифровые сервисы максимально удобными, быстрыми, функциональными и доступными в любое время, не забывая при этом про безопасность. Поэтому мне видится, что будущее все же за максимальной цифровизацией.
Что касается офисов нового формата, мы начинаем их тиражировать по всей филиальной сети Газпромбанка. Это красивые, просторные и современные офисы, в которых отсутствует фронт-линия, полностью безбумажное обслуживание и эргономичное клиентское пространство. И, кстати, к нам приходят не только представители старших поколений. Нередко бывает, что и молодым клиентам нужна консультация наших специалистов.
— Постараюсь назвать основные. Первый — эмоциональный интеллект. Понимание того, как сотрудники могут почувствовать себя в некоторых профессиональных ситуациях, а также способность прогнозировать реакции на управленческие решения. Считаю этот навык в управленческой среде явно недооцененным.
Способность учиться и развиваться тоже, к сожалению, не всегда идет в приоритете, но без этого успех недостижим. Лидер постоянно стремится к самосовершенствованию и развитию своих способностей в разных сферах.
Пожалуй, сюда же можно отнести и умение мотивировать окружающих. Западающий навык у некоторых лидеров, как ни странно. Задача лидера — показать на своем примере и удачно мотивировать команду так, чтобы сотрудники «горели» работой и сами хотели выкладываться на 200%.
Что же касается интеграции искусственного интеллекта, в ближайшем будущем технологии ИИ будут еще более активно использоваться в управлении командами. Он сможет анализировать данные о работе сотрудников, предлагать решения для оптимизации процессов и даже помогать в принятии управленческих решений.
И последнее — гибкость рабочего времени. Рабочий график будет продолжать эволюционировать, предоставляя сотрудникам больше возможностей для выбора режима работы.
— Из правил ничего нового я вам, наверное, не расскажу. Стараюсь использовать золотое правило всех времен — возвращаясь домой, работу оставляем на работе. Звучит банально, но не всегда это просто реализовать. Есть такой способ, я им поделюсь. Перед уходом с работы, осматриваю кабинет, рабочий стол, книжные полки и мысленно оставляю все незавершенные задачи до завтрашнего дня, а там уже с новыми силами — в бой.
Дома стараюсь никогда не обсуждать работу. Супруга даже говорит, что вечно из меня слова не вытянешь, однако иначе отключиться от рабочих моментов не получится.
Скажу честно — не всегда удается находить баланс между работой и личным, часто мои близкие страдают от недостатка внимания и деловых переговоров в нерабочее время, но я постоянно в процессе работы над этим. Надеюсь, когда-то баланс будет идеальным.
При этом я очень дорожу своей семьей и стараюсь не забывать уделять время каждому члену семьи. У меня жена и двое детей, а недавно семья пополнилась — мы завели собаку, которая тоже требует много внимания.
— Будьте терпеливы к себе и к команде. Формирование вашего стиля управления и эффективной команды — это марафон, а не спринт. Удачи!