май 15, 2025
Мы тогда не делились на нации.
Кто ты ? Русский, узбек, таджик иль казах…
Мы твёрдо знали: в опасности
Наш Советский Союз, наша Родина-мать.
Автор этих строк – Иван Николаевич Конкин, родился он 7 ноября 1926 года в селе Ново-Добринка Акмолинской области Казахской ССР в семье крестьян.
В октябре 1943 года к ним в 10-й классе пришёл сотрудник военкомата и спросил: «Кто желает защищать Родину?» Все 28 человек подняли руки. Но военкомовец записал только семь мальчишек, а девочкам сказал: «Подождём, успеете ещё». Иван вместе с другими призывниками прошёл в Алма-Ате курс начальной военной подготовки и через три месяца отправился на фронт.
Боевое крещение получил в районе станция Бежица на Калининском фронте: не успел полк выгрузиться, как попал под бомбёжку немецкой авиацией. Потери были большие.
Для прохождения службы Иван был направлен во взвод проводной связи 11-го пограничного полка войск НКВД.
Он вспоминал: «Никогда не забыть, как нам, молодым связистам, с проводником-фронтовиком было дано задание: установить связь с полком. Страшная картина вставала перед нашими глазами: выжженные деревни, осквернённые трупы стариков, женщин, детей, изуродованные памятники...»
Фашисты отступали на запад, в Прибалтику, на своём пути сжигали сёла, а с собой забирали всё награбленное, что можно было увезти. Красная Армия с тяжёлыми боями продвигалась к Риге.
Из воспоминаний Конкина: «Запомнилась то время, когда нам уже было по 19–20 лет. Парни разных национальностей, возрастов, все с открытыми и добрыми лицами в свободное время от боёв рассказывали каждый о своем родном крае, о своих сёлах, лесах и полях, на которых выращивали хлеб для фронта».
После перегруппировки войск Иван Николаевич в составе своей части принимал участие в освобождении Польши.
Особенно ему запомнилось, когда немцы оставили город Люблин, и он со своими сослуживцами побывали в лагери смерти «Майданек». «Горы сгоревших трупов, женских волос, детских пинеток, подростковой и взрослой обуви, а из труб шёл дым-смрад тлеющих трупов в печи. Мы солдаты, уже искошенные войной, взрослели вдвое быстрее от этих ужасов».
«В ночь с 8 на 9 мая 1945 года по тревоге мы были подняты и направлены в село Куриловка. Окружённым бандитам было предложено сдать оружие. Им предоставляли коридор выхода с сохранением жизни. Часть бандитов вышли и сдались. В этой операции принимало участие и войско Польское. Поступил приказ на уничтожение. Сначала месторасположение бандитов бомбила авиация, затем началась артиллерийская подготовка, и после этого разгром завершили танки и пехота. Что осталось на этом месте, страшно вспоминать...
Мы возвращались в расположение части город Лодзь, но вдруг услышали зенитные, винтовочные выстрелы, треск автоматных очередей. Долгое время не могли понять, что случилось, пока не услышали постового с криком: «Ура! Война закончилась! Германия капитулировала!» Сколько было радости. Мы поздравляли друг друга, целовались, плакали и смеялись, столько спрессовалось горя в эти минуты, с невосполнимой горечью вспоминали всех тех, кто не дожил до этого дня».
После окончания войны и до демобилизации Иван Николаевич принимал участие в разгроме и уничтожении польских националистов и остатков немецких разрозненных группировок.
Демобилизовался в ноябре 1950 года.
В мирной жизни Конкин работал старшим судебным исполнителем в народном суде Северо-Казахстанской области, по направлению горкома партии был направлен в органы внутренних дел на должность начальника межрайонной инспекции исправительных работ Казахской ССР, в 1973 году – на работу в органы МВД Таджикской ССР.
В 1997 году переехал на постоянное место жительства в Барнаул. Принимал активное участие в общественной работе, входил в комитет ветеранов войны Октябрьского района, одновременно был председателем ветеранов войны микрорайона Поток . Постоянно принимал участие в проведении уроков мужества в школах, гимназиях и училищах Октябрьского района.
Иван Николаевич Конкин скончался 11 апреля 2013 года.
(По материалам бесед с ветераном и из книги И. Н. Конкина «Воспоминания Солдата».)
Евгений Бондарев.