Петр Гамалеев: "Криминальный имидж Рубцовска исчерпал себя"

октябрь 15, 2008

– Те, кто говорил, что у меня нет опыта административной работы, совершенно меня не знали, – глава Рубцовска Петр Гамалеев признается, что никаких особых сложностей в своей новой работе он не испытывает. Отработав в должности мэра шесть месяцев, он рассказал в интервью «СК» о том, каким видит развитие города и как собирается решать накопившиеся проблемы. 

Предприятия "на боку"

– Насколько реальная ситуация в городском хозяйстве совпала с вашими представлениями?

– Ничего нового для меня не было, за исключением того, что я узнал, что практически все предприятия ЖКХ – банкроты. Прежняя администрация пустила на самотек формирование управляющих компаний. В апреле, когда нужно было убирать мусор, я столкнулся с невероятными вещами: приезжаю, мусорная площадка полная, кто будет убирать? А это не моя, это другая управляющая компания, а мой дом через 20 метров… На одном пятачке по три-четыре управляющие компании, не поймешь, кто за что отвечает. Поэтому решили, не нарушая закона, с людьми разговаривать: управляющая компания должна заходить на квартал и там работать.

С чем вы связываете развитие города?

– Во-первых, с промышленностью. До перестроечных времен у нас работало пять заводов министерского значения, рабочих рук не хватало. Сегодня промышленные предприятия лежат на боку, почти все прошли через процедуру банкротства. На очереди банкротство Рубцовского машиностроительного завода, хотя на него зашел военно-промышленный комплекс – уральцы имеют серьезные виды на эту площадку. Хорошо, что «Алтайвагон» приобрел Рубцовский завод запасных частей. Развивается сельхозмашиностроение – это предприятия «Инсайдер» и «Алтайсельмаш».

Во-вторых, перерабатывающая отрасль. Быстро встал на ноги «Мельник»: если в совет­ские времена он занимал 10-ю или даже 15-ю строчку по объемам промышленного производства среди предприятий города, то сегодня он лидер с объемами производства в 2,5 миллиарда рублей в год. Следом идет гормолкомбинат, который раньше был в третьей десятке, а теперь они вторые – у них 1,5 миллиарда рублей. Рубцовские сыры, например, уходят за рубеж и пользуются там большим спросом.

Сейчас много говорят о возрождении «Алттрака». Вы верите в его будущее?

– Дай Бог, чтобы собственники сделали то, о чем говорят. Тяжело, когда разрушишь, а потом нужно восстанавливать. «Алт­трак» был самым крупным заводом в крае – 25 тысяч работников, а сейчас – только две с половиной… Здесь много вопросов. Генри Форд, умница, написал: «Только Богом созданная земля дает моментальную отдачу, а в производство нужно 10 лет вкладывать, и только после этого ты будешь получать хорошую прибыль». У «Алттрака» был проект нового трактора Т-250, который нужно было выпускать. Собственник же задумал проектировать новый трактор А-600. А это время на изготовление новых образцов, на испытания. Теперь ждут блок силовой передачи из Германии, но ведь он должен пройти полномасштабные испытания, наработать шесть-семь тысяч моточасов! Нужно было сразу ставить Т-250 на производство и постепенно дорабатывать узлы.

Сохранили спорт

Рубцовск – крупный транспорт­ный узел. Как планируете использовать особое территориальное положение?

– Мы разрабатываем проект приграничного города, надеемся, что в марте он будет готов и мы сможем попасть в федеральную программу. У этого проекта и социальные, и политические мотивы. Наркотики в Россию идут из Средней Азии, и одни из «ворот» – в Рубцовске. У нас предложение – построить большие терминалы, где можно было бы произвести полную выгрузку машин, качественную проверку содержимого и пресечь контрабанду. Второе: сейчас фуры долго стоят на «растаможке» – одна граница, вторая… Это плохо для скоропортящихся грузов, и терминалы позволят быстрее их пропускать. Для Рубцовска проект означает появление дополнительных рабочих мест, развитие бизнеса – нужно будет строить производственные площади и социальную инфраструктуру.

– На что еще Рубцовску нужны инвестиции?

– Помимо промышленности, инвестиций требует строительство Западного поселка. Там постройки военных и послевоенных лет – ветхие дома, на месте которых нужно строить многоэтажки. Для развития горнодобывающей промышленности нужен новый мост через реку Алей, чтобы сделать современную развязку. На дороги в следующем году мы должны получить 50 миллионов рублей, губернатор сказал, что Рубцовску будут уделять больше внимания, и за это ему огромное спасибо.

– Какой вы видите свою роль в отношениях с местным бизнес-сообществом?

– Моя задача – объединить его, чтобы предприниматели вместе могли участвовать в больших проектах. Сейчас они разрознены, хоть и есть совет предпринимателей. Раз в месяц я с ними встречаюсь – стараюсь, чтобы поддержка бизнеса была не только на словах. А то у нас с высоких трибун говорят: будем помогать малому бизнесу. А на самом деле так закручивают гайки, что бизнес кричит: не надо помогать!

Рубцовск был известен своими спортивными школами. Удалось их сохранить?

– Спорт в Рубцовске сохранен, за последние годы мы вырастили двух олимпийских чемпионов – Лобазнюк и Тищенко. По футболу мы всегда соревновались с барнаульским «Динамо» – то они первые, то мы…. Сейчас, конечно, мы не имеем больших возможностей в плане финансирования и талантливых ребятишек подталкиваем к развитию, – отдаем в футбольные клубы Новосибирска, Кузбасса, Барнаула. Но недавно я встречался с Алексеем Смертиным, он хочет открыть у нас свою школу.

Признайтесь, отчасти негативный имидж мешает Рубцовску?

– Этот имидж сформировался сразу после войны, потому что на строительство заводов приезжала не совсем благополучная молодежь, было много криминала. Действительно, тогда в Западном поселке был Кошачий переулок: по нему в одиночку не ходили – обворуют, разденут догола. Но потихоньку негативный имидж исчерпал себя. Криминальных дел у нас намного меньше, чем в Барнауле, Бийске. Да, у нас пять зон, но только процентов 10 освобожденных остаются в Рубцовске. Но любой человек там, где живет, не будет гадить. Рубцовск – отличный город, и наши люди в него просто влюблены.

Справка

157 тысяч человек – население Рубцовска. Город является третьим по величине в крае.

Петр Гамалеев после окончания Рубцовского машиностроительного техникума по распределению попал на Алтайский тракторный завод. На этом предприятии отработал 33 года, последняя должность – директор научно-технического центра «Алттрака». Перед тем как возглавить город, четыре года был депутатом городского Совета.

Блиц-опрос

– Вы согласны с утверждением, что мэр должен быть хозяйственником?

– Да. Я глубоко убежден, что мэр должен быть хозяйственником. Давайте вспомним новейшую историю: стал мэром Москвы Гавриил Попов – доктор экономических наук, регалий полная грудь – и развалил Москву напрочь!.. Пришел следом хозяйственник Лужков: и теперь полгода не побываешь в столице, приезжаешь – опять что-то новое построили!

– Вы следите за культурной жизнью?

– В театр я хожу, но редко – в год бываю три-четыре раза. У нас, кстати, старейший драмтеатр, 1928 года постройки, старинное монументальное здание…   Губернатор пообещал помочь нам его отремонтировать.

Как вы отдыхаете?

– В этом году найти время на отдых было тяжело, но все равно два раза выезжал на наши Егорьевские озера. И я вам скажу: я был во многих частях России, но лучше, чем в Егорьевке, отдыха нет! А всего ехать – 40 минут.

– Любимые места в Рубцовске?

– Площадь Ленина. Это же был поселок АТЗ. И я сам, как приехал в город в 16 лет, жил недалеко в общежитии. Потом, когда дети были маленькие, с коляской там гулял. Придешь туда, отдыхаешь…