июль 7, 2025
Возвышенности Салаирского кряжа туристы штурмуют не только зимой на лыжах. Для чего они приезжают в Тягун летом, что ищут в зеленом море тайги и кого здесь нужно бояться больше – комаров или медведей – сейчас расскажем.
Тягун в конце июня.
Дарья Беркетова
Салаирская тайга – для многих продолжает ассоциироваться с диким-диким туризмом с палатками, костром, рюкзаками, тушенкой, приключениями и романтикой.
В глубине хвойного леса, на станции с умилительным названием Тогуленок еще сохранились таежные избушки – в советское время такие были у каждой уважающей себя организации или учреждения. Такие корпоративные точки, где можно было провести активные выходные.
Здесь есть все для отдыха. Приходите, готовьте в оставленной посуде, топите печь, спите в своем спальном мешке на крепких нарах. Домики не запирали и не запирают до сих пор, чем продолжают активно пользоваться туристы.
«Приезжают как пенсионеры лет семидесяти, так и тридцатилетние, - отмечает директор ГЛК Berloga Дмитрий Приб. - Они кайфуют от этого отдыха без связи и сумасшедшего ритма городской жизни. Эта тайга для некоторых – место, где можно найти нечто большее, чем просто отдых. Возможно, даже свою Шамбалу, хотя бы в виде умиротворения и некой вновь обретенной связи с природой».
По территории нынешнего Заринского района шел старый Екатерининский тракт, по которому в царские времена велось торговое и другое сообщение с территориями нынешней Кемеровской области через Салаир. Здесь, в скалистой местности, сохранились живописные тропы, которые привлекают пешие туристические группы с палатками.
Они исследуют места, где когда-то были притрактовые деревушки. Летом в Тягун приезжают гости с металлоискателями, которые позже хвастаются находками: старинными монетами и осколками старого быта. Например, фрагментами от телег и конных повозок.
«Говорят, будто здесь золото Колчака хранится. Он, конечно, молодец – в каждом населенном пункте страны сокровища прикопал», - шутит Дмитрий Приб.
Впрочем, ясно откуда идут слухи – ранее в пяти километрах от Тягуна добывали рассыпное золото. Теперь только геологоразведка. Предполагается, что старые, уходящие под землю горы Салаирского кряжа хранят еще много полезных ископаемых.
Есть в Тягуне и цивилизованный отдых с беседками, мангалами, банями, коттеджами. Сотрудники ГЛК Berloga заметили прилив отдыхающих летом: о себе дает знать сарафанное радио, сниженный прайс на летнее проживание и увеличившийся номерной фонд.
Здесь воспользовались субсидией на строительство модульных гостиниц и возвели комплекс «Медвежий угол» в отдалении от шумной горнолыжной трассы.
Также, по мнению Дмитрия Приба, отдыхающие ищут здесь альтернативу уже порядком «подзабитой» туристами Республике Алтай.
Как ни странно, сыграли роль и укрепляющиеся в моде «эко-свадьбы». Если раньше за сезон здесь могли организовывать одно событие, то в последние два года торжества отмечают чуть ли не раз в две недели – с июня по сентябрь включительно. Жених и невеста с гостями обычно прибывают из Барнаула или Новосибирска.
Выходит максимально романтично: выездная регистрация проходит под лапами елей. У такой естественной арки расставляют деревянные стулья для гостей, наряженных в платья и костюмы нежных природных оттенков.
«Даже в свадебных нарядах проглядывается что-то «деревенское»: то соломенная шляпка, то букет из белых ромашек», - сказал Дмитрий Приб.
Банкет проводят тут же – на террасе или в «Амбаре», где зимой обычно устраивают дискотеки. Гости заселяются на ночь в коттеджи и номера. На второй день свадьбы в ход идут беседка, мангал, баня и прогулки на катамаране по озеру.
За месяцы вперед здесь забронированы даты под выпускные. Вчерашние школьники и их родители приезжают на электричках и машинах из Заринска и Барнаула.
Между свадьбами и выпускными гости успевают отметить дни рождения. Или устроить выездной семинар и игры на командообразование: день работают – второй развлекаются.
На корпоративного клиента Berloga намерена обратить особое внимание: возможно, в 2027 году здесь начнут возводить гостиницу с рестораном и конференц-залом для форумов и других событий.
«Мы находимся далеко от города: у сотрудников нет возможности оторваться от коллектива и вернуться домой – это организаторам корпоративных встреч нравится», - отметил Дмитрий Приб.
Корпоративный отдых – один из форматов, который испытывают на горнолыжной базе и который мог бы приблизить ее к статусу места для всесезонного отдыха.
Ранее летом здесь организовывали учебно-тренировочные лагеря, например, для секций по танцам, однако со временем требования к отдыху детских групп ужесточились. Непросто их стало не то, что принимать, а просто привозить.
«Педагогам не разрешают ездить сюда вместе с детьми на самом простом и удобном виде транспорта – на электричках. Только автобусы с сопровождением сотрудников ГАИ», - сказал собеседник.
Летняя активность не ограничивается лишь отдыхом на базе. Туристы приезжают с велосипедами и мотоциклами, чтобы исследовать живописные лесные тропы.
«В начале июня девчонки приезжают с фотографами и визажистами: тут растет безумно много краснокнижных растений, - отметил Дмитрий Приб. - Рвать мы их запрещаем, а фотографироваться на фоне горящего от цветов огоньков полян – почему нет?»
Примерно в этом же время уже начинается тихая охота, немного позже – сбор ягод.
Местные гиды становятся для туристов проводниками в таежный мир.
«Черновая тайга уникальна, она мало где сохранилась. Туристы находят в ней много красивого, - сказал гид Роман Исаев. – Недавно водил детей с родителями, приехали из города. Для них каждый кустик и дерево – это «вау!», все в новинку».
Эту группу Роман вел малым, но весьма живописным маршрутом. Пять километров с подъемом на возвышенность, а после пологий полуторакилометровый спуск, где есть время, чтобы восстановить силы после нагрузки и насладиться хвойным лесом.
Есть пеший маршрут у тропы для эндуро-гонок. На одном из участков есть спуск со страховочной веревкой. На другом – переход по тропе через болотистую местность. «Кто не идет нога в ногу, рискует позже сушить обувь», - отметил Роман Исаев.
Могут также отправиться на Лысую гору, с который открывается вид и на Кемеровскую область, и на Алтайский край. Это тоже излюбленное место самостоятельных туристов.
Есть и автомобильные маршруты, которые уходят на 40 км в глубь леса по старым леспромхозовским дорогам. Они вели к поселениям, которых уже не существует.
Тягун также славится своими спортивными событиями. Например, на этап Кубка Сибири раз в два года приезжают гонщики на подготовленных джипах, чтобы хорошенько испачкать их в грязи и получить на финише лучший результат. Такое событие собирает много зрителей. Местами для них ведут видеотрансляцию, а на кольцевых участках они и сами все прекрасно видят. В некоторых случаях выручает аудиотрансляция.
«Даже просто сообщения о том, что Петров или Сидоров приходят первыми на финиш, с яркими, живыми эмоциями уже очень трогают», - сказал Дмитрий Приб.
Есть также веломарафон из Тягуна в Заринск. Ежегодно он собирает сотни участников. Очередной пройдет 16 августа.
Арендовать велосипед и просто прокатиться по лесу пока в Berloga не получится, но тут на помощь приходят другие базы и гостиничные дома Тягуна. Гостей конкуренты не прячут. Наоборот – переселяют друг к другу, если у кого-либо заканчиваются места.
Готовят вместе и фрагменты трасс для марафонов, отчищая их от кустарников, упавших деревьев и выкашивая траву.
«Друг другу помогаем даже по житейским вопросам – инструментом, например, поделиться или бензином – ближайшая заправка в Заринске, - объяснял Дмитрий Приб. – Все тянуть на себе невозможно: каждый силен в своем. Атмосфера дружеская, потому что село маленькое. У нас никого нет, кроме друг друга».
О чем еще рассказали собеседники