июль 15, 2025
Две международные археологические экспедиции — в Сентелеке и Чемале — обнаружили уникальные захоронения возрастом в 5 тыс. лет и редкие артефакты кочевых воинов. В материале altapress.ru узнаете, какие культуры мирно сосуществовали на Алтае в древности, каких обычаев придерживались и чем охотились.
Археологическая экспедиция
https://bolshoy-altay.asu.ru/news/
Два археологических маршрута — в Чарышском районе Алтайского края и Чемальском районе Республики Алтай — этим летом стали точками притяжения для ученых из нескольких стран. С 9 июня по 5 июля в Чарышском районе прошла международная археологическая экспедиция «Большой Алтай — тюркское наследие: Сентелек-2025», а с 23 июня по 5 июля — экспедиция «Чемал-2025» в Республике Алтай.
Работу вели ученые и студенты из России, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана, а также китайские специалисты, присоединившиеся к исследованиям на втором этапе «Чемал-2025». Организаторами выступили Научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Алтайского госуниверситета, Павлодарский госуниверситет, Институт археологии имени А.Х. Маргулана (Астана) и Казахский национальный университет имени Аль-Фараби. Впервые в истории проект в Чемале получил поддержку Российского военно-исторического общества.
Экспедиция под руководством профессора Сергея Грушина продолжила раскопки на могильнике «Урочище Балчикова 3», а также начала исследования на памятнике «Малая Татарка 2», расположенном выше по течению Чарыша.
На глубине под курганами Средневековья участники раскопок обнаружили парные захоронения афанасьевской культуры — предположительно, мужчины и женщины — с двумя перевернутыми керамическими сосудами. По мнению ученых, такой способ размещения артефактов отражает древние представления о «перевороте» вещей при переходе в иной мир.
Профессор Грушин уточнил: ранее «Урочище Балчикова 3» относили к VIII веку до н. э. — X веку н. э., однако новые данные сдвигают нижнюю границу в глубь тысячелетий — к XXXII–XXVIII (32-28) векам до н. э.
Дополнительно экспедиция обнаружила курганные захоронения IX–X веков, принадлежащие кыргызской культуре. Эти комплексы содержали кремированные останки, а также оружие и элементы конской упряжи: железные наконечники стрел, удила, ножи, пряжки. Особенно примечательно, что кыргызские захоронения оказались пристроены к более ранним тюркским могильникам. Как подчеркивает Грушин, такой факт свидетельствует о мирном сосуществовании и культурной преемственности:
«Мы видим, что на одном поле были погребены и тюрки, и кыргызы. Причем кыргызские комплексы буквально вписаны в тюркскую архитектуру. Это значит, что тюркское население органично вошло в процесс становления кыргызского государства».
Параллельно в Чемале развернулась экспедиция, возглавляемая профессором Николаем Серегиным. Главной задачей стала реконструкция военной истории кочевников Алтая.
Археологи сосредоточились на объектах урочища Бике, где в одном из четырех исследованных курганов оказался нетронутый комплекс вооружения и снаряжения: кинжал, наконечники стрел, чекан, колчанный крюк и застежки. Эти находки относятся к IV–III векам до н. э. Остальные три кургана уже в древности подверглись разрушениям, однако дали ценную информацию о погребальных ритуалах и социальном устройстве населения.
По словам Николая Серегина, полноценное изучение артефактов начнется после завершения полевого сезона, однако уже сейчас ясно, что первая часть экспедиции достигла всех поставленных целей. Археологи получили яркие материалы, дающие объемное представление о военной культуре кочевых народов.
Еще один вектор работы в Чемальском районе — сохранение памятников. Наряду с научной работой, команда занималась подготовкой к музеефикации объектов. Это позволит не только сохранить, но и представить уникальные комплексы широкой публике.