июль 15, 2025
Коммуникационная сессия, посвященная актуальным вопросам денежно-кредитной политики, прошла в правительстве Алтайского края 9 июля. ЦБ и региональные эксперты обсудили, как в 2025 году меняется поведение потребителей и что сдерживает бизнес.
Весы. Колебания. Рынок. Ключевая ставка.
FusionBrain.AI, altapress.ru
Коммуникационная сессия в Барнауле стала не только площадкой для диалога с предпринимателями, но и возможностью взглянуть на свежие оценки макроэкономической ситуации.
В диалоге участвовали представители регионального бизнеса, органов власти и губернатор Алтайского края Виктор Томенко.
Николай Морев, начальник Сибирского главного управления Банка России, представил основные тенденции в российской экономике, а управляющий Отделением Барнаул Андрей Иванов дополнил их региональным срезом.
Центробанк фиксирует трансформацию потребительского поведения. Ожидаемое «охлаждение» — то, что сегодня происходит на рынке. Если в 2022–2023 годах спрос был преимущественно «покупательским», то в 2025-м все более усиливаются сберегательные настроения. В отрицательные значения ушла статистика по потребительским необеспеченным кредитам.
«Модель поведения населения из исключительно потребительской, какой она была с 2022 года, перешла в частично сберегательную. Из-за активного роста доходов населения граждане успевают в настоящий момент и сберегать, и активно потреблять», — отметил Николай Морев. Но интенсивного роста потребления сейчас не происходит. Он подчеркнул: речь не идет о резком обвале спроса. Люди продолжают тратить, но делают это осознаннее.
В Алтайском крае тренд аналогичный. Выдача потребительских и ипотечных кредитов сократилась — процентные ставки по ним остаются высокими. Сложившиеся условия кредитования для населения сами банки оценивают как жесткие. Как итог, текущее потребление растет медленнее, чем в 2023–2024 годах.
«В регионе в последние несколько месяцев продолжается замедление роста потребительской активности, — отметил управляющий Отделением Барнаул Андрей Иванов. — Снижается спрос на некоторые товары длительного пользования, например, на легковые автомобили, мебель, бытовую технику и стройматериалы. Продолжает расти популярность онлайн-маркетплейсов с их более гибким ценообразованием и системой скидок».
Вместе с тем сохраняется высокая активность в сфере санаторно-оздоровительных и туристических услуг, особенно летом.
По данным Центробанка, на фоне роста ставок ипотека в России все равно не остановилась. Она продолжает расти, но более умеренными темпами. Примерно на 5% год к году. Это обозначил Николай Морев.
Правда, львиная доля приходится на льготные программы — более 80% (семейная, сельская, Дальневосточная, ИТ-ипотека и т.д.).
«Когда звучат заявления, что ипотека встала — это не соответствует действительности», — подчеркнул он.
В ЦБ подчеркивают: основной ограничитель для бизнеса сегодня — не ставка, а объективные пределы производственных мощностей. Николай Морев объяснил, что заемные средства остаются доступными, но их использование теряет смысл в условиях высокой инфляции и нехватки ресурсов.
Напомним, в Алтайском крае годовая инфляция в мае составила 11%, что выше общероссийского показателя в 9,9%.
«К физическим ограничениям относятся трудовые ресурсы, технологии, инфраструктура, логистика, — напомнил он. — Ограничение по инвестициям — это не отсутствие заемных денег. Это высокая инфляция».
Андрей Иванов отметил, что для Алтайского края особенно остро стоит кадровый вопрос: не хватает специалистов в агросекторе и на стройке, а безработица — исторически низкая.
Высокие затраты на сырье, материалы и персонал стали для бизнеса важнейшим вызовом. Николай Морев привел показательные данные: кредитование юридических лиц снизилось с беспрецедентных почти 29% в 2023 году до 17,5% сегодня. И все же это не ноль. Предприятия продолжают пользоваться кредитами, в том числе и по высоким ставкам.
Андрей Иванов в свою очередь обозначил, что длительный период высокой ключевой ставки уже отразился на динамике корпоративного кредитного портфеля в регионе — его рост замедлился после пика в осенние месяцы прошлого года.
Условия остаются жесткими: предъявляются высокие требования к финансовому положению, залогу и другим факторам.
По данным Отделения Барнаул, в начале 2025 года объемы производства в регионе оказались ниже прошлогодних. Это объясняется высокой базой и перегрузкой предприятий в 2024 году.
Похожая картина — в сельском хозяйстве: производители сталкиваются с ростом издержек и продолжающимся снижением поголовья скота. Дополнительную нагрузку создают логистические и энергетические расходы.
Алтайский бизнес отозвался на тезисы Центробанка весьма живо. Предприниматели не просто обозначили проблемные точки, но и указали на противоречия между макрооценками и тем, что происходит «в поле». В выступлениях звучала обеспокоенность.
Так, например, Артем Поломошнов, представитель компании «Силикатчик», обозначил не самый позитивный тренд:
«Такое ощущение, что мы с вами живем в разных странах. Здесь мы наблюдаем снижение ипотеки, снижение спроса на жилье. Покупка объектов недвижимости существенно сокращается. И существенно сокращается количество строительных объектов, — перечислил он. — У нас низкая безработица, и во многом она обусловлена еще и тем, что есть отставание в технологиях. Производительность труда низкая. А ее можно повысить только с помощью инвесткредитов. При сегодняшней ключевой ставке это нереально.
В долгосрочной перспективе это проблема. С одной стороны, нет инвестиций, с другой — копится большая денежная масса на вкладах и депозитах, которая не выходит на рынок».
Александр Зайцев, сооснователь группы компаний «АКТО», напомнил, что для регионов, подобных Алтайскому краю, макроэкономические меры могут иметь неочевидные последствия. Он призвал учитывать специфику территорий и не равнять экономику Барнаула с мегаполисами.
«У нас сейчас 2 млн 100 тыс. населения — это столько же, сколько было в 1925 году. Мы упали на 500 тыс. после 1990-го, и пока не восстановились. Люди уезжают в другие субъекты за более широкими возможностями. Но нам свой регион сохранять тоже нужно, — сказал он. — Когда государство сделало льготную ипотеку в защиту строительства — это были не просто выгодные кредиты. Это были инвестиции в регионы.
Однако сегодня мы наблюдаем обратный процесс. Рынок строительства в Алтайском крае начал падать 3 года назад. Потому что у региона есть специфика, конъюнктура немного другая. Для таких субъектов, как наш, универсальные решения работают не всегда. Просим вас учитывать это при выработке политики».
В целом, по прогнозу ЦБ, рост ВВП в 2025 году составит 1–2%, а в 2027 году экономика выйдет на стабильный уровень 1,5–2,5%.
Инфляция по итогам 2025 года ожидается ближе к нижней границе диапазона — около 7–8%. К 2026 году ее уровень должен достичь желанных 4%, а ключевой ставки — 13–14% годовых.