июль 24, 2025
Фотографии руководителя Сибирского центра экологии и аудита Кристины Карамышиной в сети мелькают часто, причем по совершенно разным поводам. Это и помощь СВО, и гуманитарные миссии на новых территориях, и выпуски в природу редких птиц, и национальные виды спорта, и охота, и международная деятельность. И конечно, экология и охрана природы во всех ее проявлениях.
«Как это все возможно успеть и совместить между собой?» — такой вопрос часто возникает у нас, когда мы видим таких активных людей. Сегодня Кристина Карамышина раскрывает секреты и делится этим уникальным навыком — успевать все и везде.
Коллектив Сибирского центра экологии и аудита.
Фото: Дмитрий Лямзин.
— Секрета никакого здесь нет, а вот суперсила — да, пожалуй, есть. Думаю, это подходящее название для моей команды, которая не только всегда и во всем меня поддерживает, но и самостоятельно решает серьезные задачи.
Дело в том, что один человек — это всего лишь единица, его возможности объективно ограничены — и временем, и физическими силами, и его собственным опытом, навыками и знанием.
И в сутках у этого человека всего лишь 24 часа, в которые надо успеть элементарно поспать, поесть, восстановить силы, иначе этих суток будет не так много в жизни.
В уравнении «успеть все» есть одна переменная, с которой можно и нужно работать, — это количество человек, которые это все успевают. Чем больше людей вовлечено в процесс, тем больше и лучше будет результат, это очевидно.
«Один в поле не воин» — это древняя мудрость и аксиома, которая в доказательствах не нуждается. На каждый проект мы формируем, как правило, отдельную команду и систему управления, будь то экология, выпуски соколов, волонтерство …
Но я пошла дальше. Меня интересует не только количество выполненных задач, но и их качество, уровень, сложность. И поэтому много усилий я приложила для того, чтобы не только набрать необходимых людей в команду, но и выбрать самых лучших, можно сказать «качественных», сотрудников.
И сегодня Сибирский центр экологии и аудита — это не только я, но и целая команда специалистов высочайшего уровня с огромным опытом решения задач в сфере экологии и охраны природы. Это и есть моя суперсила.
— Не только. Делегировать — это не так сложно. Сложно найти того, кому можно смело делегировать. И даже найти — это половина дела, специалиста надо вырастить, воспитать, обучить. Только тогда он станет частью слаженной команды, улучшит ее, будет развиваться вместе с ней.
Мои сотрудники — высококлассные специалисты в самых разных сферах. И большинство рабочих моментов уже давно может быть решено без моего непосредственного участия.
Мне иногда кажется, что я на экологические аудиты выезжаю лично только потому, что мне это искренне нравится — и на Алтае, и в других регионах, куда нас приглашают. Особенно люблю предприятия аграрного комплекса — когда видишь эти бескрайние поля, эту вовлеченность в работу, без которой на селе никак, сердце радуется.
Я сама из деревни, живу и работаю в аграрном крае, поэтому проблемы сельхозпроизводителей мне близки и понятны и я рада, когда мы можем им реально помочь. На аграрные предприятия нас чаще всего приглашают в другие регионы, потому что специалистов именно в этой отрасли экологии не так много.
— На текущий момент штатных работников в Сибирском центре экологии и аудита около 15 человек. Это и менеджеры, и проектировщики, и инженеры-экологи, и аудиторы. Но для решения конкретных задач в зависимости от нужд наших клиентов мы часто привлекаем соответствующих специалистов — действительно лучших профессионалов в той или иной отрасли.
Например, во время экологического аудита одного крупного сельскохозяйственного предприятия центрального региона страны поступил запрос на аудит имеющейся техники — новый собственник захотел узнать, что у него есть, в каком это состоянии, для чего необходимо, что еще надо приобрести, а что можно отремонтировать. Совершенно логичное и правильное желание.
Я взялась за эту задачу, нашла лучших специалистов — инженеров, механиков, агрономов и других. Результат нашей работы не только полностью удовлетворил заказчика, но и позволил сэкономить значительные денежные суммы, оптимизировать процессы, избавиться от лишнего.
Я очень давно в этой сфере, и даже если кого-то из профессионалов я до сих пор не знаю лично, дайте мне телефон и 30 минут — я его найду и сделаю частью своей команды. Пусть на время, но задачу решим точно.
И так во всех сферах и вопросах. У нас не такой большой регион, поэтому через одного-двух человек мы все со всеми знакомы. И в масштабах страны это тоже работает.
— Основной костяк нашей команды имеет опыт в экологии не меньше, а то и больше моего. И часто это опыт не только в Сибирском центре экологии и аудита, но и в других организациях — совершенно другой опыт. И в этом тоже наша суперсила. Мои сотрудники часто видят то, чего не замечаю я.
Например, молодое поколение «подсветило» мне необходимость развивать социальные сети, наполнять сайт, рассказывать в сети о том, что мы делаем и как. Результат — мне самой стало интересно делиться какими-то рабочими моментами, меня стали узнавать даже те, с кем я еще не знакома, наш сайт стал использоваться как справочник многими практикующими экологами, а через социальные сети на нас выходят заказчики из других регионов. А все это опыт и развитие и для меня, и для коллектива.
Другой пример — мои сотрудники рассказали о достаточно громких судебных процессах о взыскании вреда, причиненного почве. Зачастую это сотни миллионов и гарантированное банкротство для сельскохозяйственных, да и любых других, предприятий.
Мы начали обсуждать эту тему, собирать информацию, изучать судебную практику и выход нашли. В большинстве случаев денежное взыскание может быть заменено на проведение рекультивации нарушенных земель в соответствии с проектом рекультивации.
Так у нас появилась новая услуга, а у многих предприятий возможность избежать огромных взысканий, при этом для природы хуже не будет — земли будут восстановлены.
Именно решение таких сложных задач приносит особое удовольствие, а когда это является результатом совместной работы, это удовольствие возрастает пропорционально количеству участников.
— А зачем кому-то собирать такую команду, если это уже сделано? Мы можем взять на себя решение задач в области экологии любого бизнеса, любого предприятия.
Да, содержать такой штат экологов и юристов мало кому под силу, а в аграрном комплексе особенно. Но это и не нужно. Команду создала я, а работать она может на кого угодно.
С кем-то мы работаем на разовой основе, выполняя определенные задачи, разрабатывая какую-то документацию. А кто-то полностью доверяет вопросы охраны окружающей среды на предприятии нам.
В любом случае с нашими клиентами работают настоящие профессионалы. Я об этом уже позаботилась, пользуйтесь!