июль 18, 2025
Каждое лето Барнаул сталкивается с одной и той же проблемой: после залпового дождя улицы превращаются в русла больших рек. Архитектор и урбанист Андрей Атаджанов рассказал altapress.ru, что можно сделать, чтобы Барнаул перестал тонуть, почему ливневки не справляются, при чем здесь корыта на дорогах и CCCР.
Потоп на Павловском тракте.
Дмитрий Лямзин
Причина уличных потопов не только в засоренности ливневок, что никем не скрываемый факт. По словам архитектора Атаджанова, корень проблемы куда глубже: устаревшая система канализаций не была готова к нынешнему устройству разросшихся районов.
Он напоминает, что большинство городских инженерных сетей разрабатывалось и устраивалось в 70-80-х годах прошлого века. При этом Барнаул продолжает расти, особенно в западном направлении, опережая развитие инженерной инфраструктуры. Площади с низкой водопроницаемостью существенно увеличиваются, снижая возможности водопоглощения города в целом.
«Если бы ливневые канализации и системы уличных водотоков, а также система природно-экологического каркаса развивались своевременно и в достаточном объеме, возможно, мы бы не перегружали существующую инфраструктуру» — рассуждает эксперт.
Масштаб проблемы усиливается устройством барнаульских дорог. Как известно, почти любой грунт под газоном способен принять огромный объем воды. Но вся она скапливается там, где дорожное полотно оказывается ниже прилегающего газона, не давая уйти в почву.
Эксперт отмечает, что во многих случаях при проектировании микрорайонов, отдельных многоквартирных домов и прилегающих территорий на городских улицах, появляется ряд проектных решений, влияющих на нагрузку общегородских сетей ливневой канализации.
«С участков жилых и общественных зданий стоки дождевых вод, как правило, выводятся на магистральные улицы и попадают в так называемое «корыто» дорожного полотна, которое не справляется с отведением осадков. – говорит Андрей Атаджанов. – Озеленение либо поднято выше уровня дорожного полотна, либо присутствует в малом количестве и в инфильтрации дождевых вод практически не участвует».
Однако подобные «корыта» есть, и объяснение им больше в неудачном исполнении, чем изначально ошибочном проектировании:
«Возможно, когда так делали, думали, что получится изолировать поток на дорожном покрытии и отвести в дренаж или в общегородскую ливневую канализацию. Почему некоторые улицы постоянно затапливает? Потому что как раз дорогами организована система движения воды по городу. Но из-за перегрузки система не справляется».
Основная ливневая система города, по словам Атаджанова, давно устарела и в последние десятилетия почти не обновлялась:
«Система городской ливневой канализации давно не расширялась. Она явно не справляется с текущими объемами и требует внимания. К тому же песок, мусор и листва постоянно попадают в систему сетей ливнеотведения и создают засоры».
Простые меры, вроде замены труб и очистки ливневок, проблему не решат. Нужно понимать, что ливневая система намного больше, чем водоотвод. Это целый комплекс инженерных структур с коллекторами, трубами и очистными сооружениями.
«Мало того, что трубу надо проложить, ее еще необходимо обслуживать и чистить. Как и локальные очистные сооружения. – рассуждает архитектор. – Мы используем те очистные сооружения, которые уже есть».
Некоторые причины потопов невозможно исключить полностью. Например, залповые ливни. По мнению эксперта, их негативные последствия крайне сложно исключить даже при условии соблюдения всех мер защиты: он считает, что Барнаулу мог бы помочь полноценный документ, описывающий, какими способами город должен справляться с водой.
«Возможно, стоит разработать отдельный документ, посвященный развитию системы приема и очистки дождевых вод, в котором рассмотреть все возможные жизнеспособные варианты решений именно для Барнаула. – говорит Атаджанов. – Это могут быть решения инженерные, планировочные, по дренированию и озеленению».
Почти наравне с инженерной инфраструктурой на последствия ливней влияют зеленые насаждения. По словам Атаджанова, растения не только украшают город, но и способствуют оттоку воды.
Эксперт считает, что увеличение площади грунта и питания деревьев позволяет решить сразу две проблемы: обеспечения растений столь необходимой водой и предотвращения затопления улиц. Однако это работает только при условии достаточных объемов озеленения:
«Уже давно реализуется идея так называемых «городов-губок». – отмечает эксперт. – Они системно увеличивают водопоглощающие свойства: создают крупные и частые озелененные территории и крыши, дождевые каналы или сады, используют водопроницаемые покрытия. Это в целом повышает уровень устойчивости города как организма к различным катаклизмам, поскольку природно-экологический каркас оказывает комплексное влияние на микроклимат города».
Архитектор подчеркивает, что не следует рассматривать одно решение как панацею – требуется именно комплекс мер. Только тогда города будут работать как настоящие губки.