О, цени меня!
октябрь 21, 2008
В моей школе не будет оценок. Вообще.
Почему? А потому что ни одну из задач, для которых школьные оценки изобретены, они не выполняют.
- Оценка уровня знаний при вызове ребёнка к доске на самом деле является оценкой его умения справляться с волнением, субъективным мнением учителя о его способности запоминать и воспроизводить нужные блоки информации.
- Оценка письменной работы типа сочинение и изложение на самом деле является субъективным мнением по поводу почерка, структурирования информации, взгляда на суть описываемой проблемы.
- Оценка письменной работы типа решения задач на самом деле является оценкой того, получен ли нужный результат или нет. Пути достижения обычно не берутся в расчёт (родители или сестры-братья решили, списал - нормальная практика).
- Оценка за лабораторную работу на самом деле является оценкой умения делать лабораторные работы.
- Оценка по поведению вообще не поддаётся интерпретации, что же это на самом деле значит.
- Оценка за тест в большинстве случаев является оценкой умения решать тесты.
- Оценка за четверть и за год не является средним арифметическим, поэтому на самом деле является субъективным мнением по поводу массива поставленных в течение отчётного периода оценок.
Оценка не стимулирует знать больше. Оценка не влияет на положение человека в социуме класса. Оценка не может быть гарантом наличия/отсутствия знаний и умения/неумения их применять. Оценка не может быть основанием для составления справедливого рейтинга.
В двух видах спорта, где от субъективности не денешься совсем никуда - в фигурном катании и гимнастике - эту проблему решили, увеличив количество судей, чтобы выводить "среднее арифметическое". И относятся к этому, как к "меньшему злу".
Справка:
Происходит от лат. schola, от греч. σχολή «досуг», букв. «задержка, занятие в свободные часы, чтение, лекция, школа». Исходным значением было «досуг», позже - «непринуждённая беседа», а затем уже «место для беседы».