июль 22, 2025
Мамонтовский психоневрологический интернат (ПНИ) – не закрытое учреждение. Там рады любым гостям, особенно волонтерам. Гостей-корреспондентов встречают парни с беззубой улыбкой, скромные бабушки, а девушки, говорят: «Какие все хорошие». Нам удалось посмотреть, как поют и даже зарабатывают миллионы люди с ограниченными возможностями.
Мамонтовский психоневрологический интернат
Екатерина Сибекина
Психоневрологические интернаты— это дома-интернаты для взрослых, страдающих хроническими психическими расстройствами, которым нужен круглосуточный присмотр и помощь.
С 2020 года в социальных учреждениях Алтайского края реализуется пилотный проект по внедрению Системы долговременного ухода за пожилыми людьми и гражданами с инвалидностью. Работа с этой категорией граждан проводится в рамках проекта «Старшее поколение» по национальному проекту «Семья».
В Мамонтовском ПНИ три этажа. На первом, в отделении «Милосердие», проживают престарелые и инвалиды 1 и 2 групп, которые из-за заболевания не могут самостоятельно ходит в уборную и ванную и даже брать приборы в руки, чтобы поесть: им нужна постоянная посторонняя помощь.
На этаже просторно: новый светлый ремонт, проходы для колясок, ковры с узорами и мягкие диваны. Вокруг стола собираются колясочники, чтобы порисовать и полепить.
На втором этаже в «Общем доме» живут страдающие хроническими психическими заболеваниями. Они могут хотя бы ходить и даже самостоятельно есть, но из-за детского разума все равно нуждаются в поддержке сотрудников. На третьем этаже, в «Реабилитации», живут способные ходить и общаться, интеллектуальные дефекты не мешают им учиться несложным профессиям.
Жизнь обитателей всех этажей не замкнута в светлых стенах. Чаще всего они гуляют на улице, либо работают на территории интерната. Место их жительства похоже на санаторий. Исключение, которое напоминает о том, что они в спецучреждении, – санитары и медсестры в форме.
До 2011 года на территории сегодняшнего ПНИ был детский центр. Он был предназначен для ребят с нарушениями в развитии и инвалидов. Бывшие воспитанники выросли и живут уже в том же интернате. Сейчас возраст проживающих от 18 до 91 года.
Жителям «Милосердия» нужен постоянный уход. Появился волонтерский отряд «Гранит». Инициатива возникла в ковидное время, когда рабочих сил не хватало, а тяжелобольным нужно было помогать. Подключились жители этажа реабилитации: пациенты, восстановившиеся сами.
Марине Улановой за 30, она инвалид 3 группы, а также волонтер. Женщина - выпускница детского центра. Она выросла и теперь помогает Валентине, которая хоть и ее ровесница, но выглядит как подросток. У Марины проблемы с речью: говорит с паузами, но бойко:
«Раньше я была, как Валя: не могла за собой ухаживать. Поэтому ее понимаю, – делится Марина. – Я разминаю ей ручки, играю. Валя хоть не говорит, но показывает, что благодарна: улыбается. Раньше она просто лежала, на контакт не шла, а теперь играет со мной в развивашки».
Марина дает фигурки, чтобы Валя складывала их в формочки. Мы подходим к лежачей женщине, чтобы посмотреть на успехи. Она отворачивается, видимо стесняется посторонних.
Марина сама нервничает перед репортерами, но стеснение проходит. И вот она уже больше рассказывает о достижениях подопечной: «Я помогаю перетаскивать Валю на улицу, чтобы воздухом подышала. Вижу, что с каждым днем она радостная. Уже год занимаемся. Каждый день уделяю ей время».
Волонтеры также помогают прижиться новеньким, что на днях попали в интернат. Сами понимают, каково попасть в новый непривычный мир и быть вдали от дома. Новичок Леша недавно приехал в Мамонтово и каждый раз зовет Марину с ним погулять и все показать.
«За каждым волонтером закреплена отдельная задача, – объясняет Елена Есликовская, руководитель отряда. – Кто-то организует прогулки. Девочки, например, любят проводить творческие занятия: лепить, рисовать и читать».
«Я вот шью и вяжу, — говорит Марина Уланова, — и предложила научить этому других. Чтобы им тоже было интересно, чтобы они не просто лежали».
В интернате есть свой творческий коллектив. Занимаются они больше фольклорными произведениями: русские-народные песни и танцы, игра на деревянных ложках.
«Наши ребята делают концерты в интернате. Участвуют в местных конкурсах. Недавно подали заявку на международный фестиваль, – рассказывает Светлана Погребникова, руководитель коллектива. – Ложки вызывают положительные эмоции у проживающих: они становятся спокойными или же радостными. Игра на инструментах развивает мелкую моторику рук. А также наши ребята учатся слышать музыку и чувствовать ритм».
Все сидят за столом. Шум и бряканье перебивает речь руководителя: все не унимались на месте, хотели уже поиграть. «Хватит, а» – слышался детский голосок уже взрослой девушки. Она просила соседа старичка посидеть спокойно, пока нам рассказывали об их творческом пути.
И жители интерната дождались звездного часа. «Баб Вера, запевай», – говорит и улыбается Светлана Погребникова. Ложки забрякали, и женщины больше завыли, чем запели. Но выглядело это как-то по-домашнему, как посиделки на кухне в шумный семейный праздник.
Все это время за нами резво бегал парень с камерой на штативе.
«Это Саша, – говорит Наталья Мухотина, заместитель директора по медицинской части. – Почти всю жизнь у нас, его мама привезла. Чтобы был занят, мы вот камеру ему и дали. Теперь отвечает за фото и видео – рассказывает про интернат. Так он и подрабатывает».
Мамонтовский психоневрологический интернатЕкатерина Сибекина
Александру Тиньковскому 32 года. Говорит, что как-то дали ему камеру и вот начал снимать, а когда точно уже и не и помнит.
«Я самоучка. Снимал на камеры, потом спустя время дали мне телефон и штатив. В основном у меня репортажные фильмы про нашу жизнь, – рассказывает Александр. – Вот недавно отправили мою работу про волонтеров на конкурс. Примерно 10 лет снимаю».
Александр работает на полставки. Такая возможность есть и у других жителей интерната. Те, кто способен двигаться, работают при творческих и рабочих мастерских. В них шьют, ухаживают за собственной теплицей, облагораживают территории, рисуют и делают мебель.
«Наша швейная мастерская в год может получить до миллиона рублей, – рассказывает Ирина Татаринова, заместитель директора по социально-реабилитационной части. – Мы продаем постельное белье по всему краю. Заработанное уходит на закупку материалов во все мастерские и на сам интернат».
Любые мастерские стимулируют работу мозга и развивают моторику. Эти занятия дарят кому-то давно забытую улыбку, а другим — ощущение собственной необходимости.
Пожилые женщины лежат на специально оборудованных кроватях, такие на всем этаже. Их приобрели на помощь от проекта «Старшее поколение». Также отделение милосердия оборудовали низкими ванными с дверцами для маломобильных.
Кроме того интернат оснащен «тренировочными квартирами». В них занимаются те, у кого большой потенциал выпуститься из центра. Проживающих учат ухаживать за собой самостоятельно: готовить еду, убираться, пользоваться бытовой утварью и техникой.
Интернат получил специальные тренажеры для проживающих с ДЦП и другими дефектами в движениях.
Дмитрию уже за 30 лет, но говорит он односложно: да, нет. Инструктор на тренажере помогает ему разминать суставы на руках и укреплять мышцы, чтобы мужчина мог хотя бы самостоятельно брать ложку в руки. Проблемы пока с левой рукой, скорее всего она не ведущая.
На все оборудование интернат получил 2 млн рублей из краевого бюджета.