июль 30, 2025
Глина — материал капризный. Сожмешь слабо — рассыплется, сдавишь слишком сильно — треснет. Но когда наконец удается поймать баланс, под пальцами рождается форма, которой не было в природе секунду назад. В гончарной школе Manos учат не просто лепить, здесь учат диалогу с материалом. А как — сейчас расскажем.
Барнаульская гончарная школа Manos.
Софья Батенина
Найти гончарную школу на картах города просто: находится мастерская на пр. Социалистическом, 23. Но вот само крылечко прячется среди входов в другие заведения. Только вывеска у входа «Гончарная школа» и лист формата А4 с перечнем мастер-классов и надписью «Manos» намекают, что за этой дверью скрывается арт-резиденция.
Внутри небольшое пространство с двумя скамейками, аккуратно стоящей детской обувью и мольбертом с картиной, написанной яркими красками. Множество линий, точек, переплетающихся в узорах, складывающихся в цветы. Слышится еле уловимый землистый запах глины. И сразу напротив входа деревянная лестница, уходящая на второй этаж.
Наверху слышны разговоры — день в детском лагере подходит к концу. Дверь хлопает все чаще и чаще, запуская родителей, пришедших за детьми. Маленькие гончары стараются скорее закончить работу над тарелочками, чтобы поставить посуду сохнуть. На следующих занятиях они будут красить свои изделия, а после обожгут, чтобы забрать домой.
Но вернемся на первый этаж, где за неприметной дверью скрывается большое светлое помещение. Здесь почти на всех поверхностях либо стоят готовые изделия, высыхая, либо лежит глина, которой в будущем предстоит обрести форму. Это самое сердце мануфактурного производства керамики Manos, где можно найти главного гончара и основателя франшизы Михаила Бывших.
«Профессиональная школа, которая существует здесь, направлена на подготовку гончаров, которые могут самостоятельно работать и открывать свои мастерские. За время работы школы где-то студий 30–40 они открыли. Часть выпускников остается работать у нас как преподаватели, а другая часть выходит на производство», — рассказывает мастер.
Сначала Manos существовала как мастерская, где обучали в первую очередь именно гончарству. Но с переездом на пр. Социалистический создатели вышли за рамки гончарного дела. Теперь это арт-резиденция, где также обучают театральному мастерству, рисованию, музыке и многому другому.
«Творчество все перекликается. Вообще, вся жизнь перекликается. Можно углубиться сначала в одну сферу, потому в другую, и можно найти очень много связей», — уверен Михаил Бывших.
На мастер-классы по гончарному делу может попасть любой желающий: и ребенок, и взрослый. Но вот подход к обучению может быть разным, думает Михаил Бывших, потому что освоение любых навыков у детей и взрослых происходит по-разному.
Мастер объясняет свою мысль, приведя аналогию с изучением иностранных языков:
«До 7 лет с ребенком можно просто разговаривать на другом языке. У него связывается информация сама собой, ему не нужно никаких обоснований. Потом мозг перестраивается и уже нужна теоретическая подложка. Со взрослыми - только практика, подкрепленная теорией. Человек берет какие-то знания, алгоритмы, использует их, осваивая новое быстрее».
Однако мастера, проводившие мастер-классы, какой-либо разницы в методике преподавания не замечают. Они уверены, что у любого человека, который впервые садится за гончарный круг, знания в этой сфере нулевые. Возраст не важен, главное, чтобы ученику было интересно.
Сейчас Михаил Бывших не проводит мастер-классы в Manos, доверив это дело своим выпускникам, чтобы уделять больше времени развитию гончарного производства.
«Чтобы развиваться, приходиться от чего-то отказываться. Я понимаю, что мои ученики могут вести занятия вместо меня, а я сосредоточусь на следующем уровне. И это логичное развитие в любой сфере», — рассказывает мастер.
Среди тех, кто сейчас ведет мастер-классы, работает София Авдонина. Преподает девушка уже больше года. С детства она занимается творчеством: окончила художественную школу, получила образование по специальности «Дизайн». А однажды, почувствовав желание освоить гончарное дело, приобщиться к керамике, девушка решила пройти курсы Михаила Бывших. После обучения ей сразу предложили преподавать. Она согласилась и окунулась в глину с головой.
«Мы стараемся, чтобы человек сам попытался что-то сделать, попробовал прикоснуться к прекрасному, прикоснуться к глине и почувствовать, каково это работать за гончарным кругом, используя такое древнее ремесло», — делится мыслями София Авдонина.
Для ознакомления мастера используют основные техники. Так, в ручной лепке применяют технику жгута, когда изделие формируют, последовательно накладывая и соединяя глиняные жгуты (колбаски) друг на друга. Или технику пласта, когда глину раскатывают в большие пласты, из которых вырезают нужные элементы и соединяют их. Или шаровую технику, когда сначала формируют шар, который становится основой для будущего изделия.
Конечно, гончарное дело невозможно представить без гончарного круга, который преподаватели тоже помогают освоить участникам мастер-классов.
«В самом начале, когда только садишься за гончарный круг, испытываешь весь спектр эмоций. От непонимания, какого-то недоумения до полнейшего восторга, радости от того, что у тебя хоть что-то получается, что это вроде как обыкновенный диск, обыкновенная глина, а получается что-то совершенно магическое, интересное, неповторимое», — старается передать ощущения словами мастер, но, конечно, точно понять можно только сев за круг.
Когда ученик впервые садится что-либо лепить из глины на мастер-классе, его никак не ограничивают. За время занятий можно сделать кружку, тарелку, вазу, а если очень захочется, то и фигурку в форме динозавра. Преподаватели всегда стараются отталкиваться от желаний учеников, чтобы уже при необходимости помогать им добиваться цели.
«Все зависит от опыта, который есть у человека. Если он уже занимался, допустим, ручной лепкой или каким-то ремеслом, то ему будет в любом случае легче», — размышляет София Авдонина.
На самом деле, уверяет преподаватель, многое зависит от настроя человека. Если он думает, что у него ничего не получится, то это скажется на его практике. А если за глину садится человек с позитивным настроем, уверенный, что у него что-то получится, то тогда урок пройдет гладко.
Поэтому, если спрашивать, какие секретные техники применяют местные мастера, то, конечно, ответом будет техника позитива. На протяжении всего занятия учеников стараются вовлечь в процесс и убедить в том, что они волшебники.
Но даже магии нужно время. Глина не любит спешки, она учит смирению, тому, что всего нужно добиваться постепенно.
«В гончарном мастерстве самое сложное — это набраться терпения. Потому что человек садится в первый раз за гончарный круг и думает, что сразу вот такую вазу с полметра выкрутит. На самом деле, конечно, нужно все-таки терпение и опыт в этом деле. Главное — не отчаиваться, не унывать», — уверена мастер.
А наградой за терпение в самом конце, когда убрал все неровности от отпечатков пальцев и прилипшей глины, покрасил, обжег, ты получаешь неповторимое изделие, сделанное собственными руками и, возможно, любовь к глине, которая может перерасти во что-то большее.
Софья Батенина