Суд сократил срок за «похищенный» мусор экс-руководителю барнаульского полигона ТКО до 5,5 лет

август 1, 2025

Вчера 31 июля Алтайский краевой суд сократил на полгода срок заключения Виктору Карлу — бывшему руководителю барнаульского полигона ТКО, которому вменяют растрату 8 тыс. тонн отходов. Смягчение приговора (с 6 до 5,5 лет) мотивировано наградами, помощью бойцам СВО и военной службой подсудимого, хотя эти аргументы даже не обсуждались в прениях сторон.

Канализационный люк. Бутылка.
Михаил Хаустов

В чем суть

В четверг 31 июля суд завершил рассмотрение апелляции по делу Виктора Карла, приговоренного в марте 2025 года к 6 годам колонии общего режима за хищение 8 тыс. тонн мусора, запрещенного к захоронению (металл, пластик, стекло). Приговор оставили в силе, но сократили срок до 5 лет и 6 месяцев.

В последнем слове Виктор Карл настаивал на отсутствии состава преступления. Особое внимание он уделил юридически спорной концепции «брошенной вещи» (ст. 226 ГК РФ), которая позволила суду первой инстанции (Октябрьскому районному) признать отходы имуществом полигона. Органы обвинения эту статью истолковали так: мусор, попадая на территорию полигона, становится его собственностью. А значит, согласно позиции обвинения, распоряжаться им, отправляя переработчику, Виктор Карл не имел права.

Подсудимый подчеркнул, что отходы не переходят в собственность оператора. Об этом говорит, например, Федеральный закон №89-ФЗ и более ранние заключения Росприроднадзора и Верховного суда РФ, которые в аналогичных делах подтверждали: полигон лишь оказывает услуги по размещению отходов, а право собственности сохраняется за тем, кто выбросил мусор, до момента захоронения.

Вывоз мусора в Барнауле.
Михаил Хаустов

«Во всех договорах, которые заключены нами с потребителями, есть отдельный пункт на захоронение. Отходы не становятся собственностью полигона. Оценку этому ни следователь, ни прокуратура, ни суд первой инстанции не дают, — заявил на заседании Виктор Карл. — Договор на сбор и транспортирование отходов, который мы заключали до 2018 года, не содержит данного пункта. В типовом договоре, который предусмотрен постановлением правительства РФ № 1156, также такой пункт отсутствует. На каком основании приходят к выводу, что отходы — собственность "ЭКО-Комплекса", мне абсолютно непонятно».

Он также указал, что полигон не может получить лицензию на самостоятельную переработку из-за близости к аэропорту и жилым зданиям. Более того, в тарифы на вывоз мусора не входит стоимость переработки — поэтому она бы пошла «ЭКО-Комплексу» в убыток.

Напомним, что комиссия в Барнауле оценила ущерб, который действия Виктора Карла принесли «ЭКО-Комплексу», в 202 млн рублей. Это противоречит решению арбитражного суда Новосибирска, установившего сумму всего в 1,8 млн рублей.

Вывоз мусора.
Altapress.ru

На заседании 18 июля суд отклонил ходатайство защиты о повторной экспертизе ущерба. Изъятие же отходов и вовсе принесло «ЭКО-Комплексу» 15 млн рублей прибыли от аренды земли. Землю арендовал под сбор для дальнейшей транспортировки переработчик — компания «ТБО» из Новосибирска.

Что дальше

Суд не принял во внимание доводы о правовой природе отходов. Сокращение срока обосновали исключительно личными заслугами Виктора Карла, от почетных званий до боевых наград, не упомянутыми в прениях.

Защитник подсудимого, адвокат Максим Гордеев, сказал, что решение было ожидаемым:

Адвокат Максим Гордеев.
Софья Комарова

«Наше правосудие сложно рассматривает дела, в которых есть какие-то подводные течения. С паршивой овцы хоть шерсти клок. Других слов не могу подобрать».

Елена Кораблева, супруга осужденного, тоже не ждала многого от суда. По ее мнению, пока дело рассматривают внутри края, подвижек не будет:

«Прогнозы оправдались, а надежды не оправдались. Я разочарована. В более верхней инстанции, считаю, шансы высокие, потому что на нашей стороне самое главное — закон. Очень хочется надеяться, что он работает».

Елена Кораблева, супруга Виктора Карла.
Софья Комарова

Приговор будут обжаловать. Следующей ступенью станет Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в Кемерово.