август 12, 2025
«Селфстроит» пообещал сдать «Барнаул. Комплекс у реки» на месте бывшего речного вокзала (пл. Баварина) к концу 2028 года. Эту информацию в июле озвучил собственник Владислав Шония на выездном совещании администрации Барнаула во главе с Вячеславом Франком.
Комплекс будет состоять из двух 27-этажных башен — «Столица» и «Мира». Проект смелый, таких в Сибири крайне мало. И ответственный. Именно он будет открывать «ворота в город» и станет доминантой на панораме города при въезде с Нового моста. Почему долго строят, на каком этапе проект сейчас, почему эта стройка так важна для города и ее держат на контроле — на эти вопросы отвечает генеральный директор УК «Селфстроит» Кирилл Овсянников.
«Барнаул. Комплекс у реки».
Источник: ООО «Селфстроит».
— Вы правильно подчеркнули, что с 2013 года территория речного вокзала сменила трех хозяев. Сначала это была компания, связанная с «Сибирией», затем кузбасский «Талтэк», и третьим собственником стали мы — «Селфстроит».
Непростая зона застройки — берег реки. Прежде чем представить проект градсовету, нам потребовались довольно сложные изыскательные работы. Приглашали специалистов со всей страны. Постепенно вырабатывались решения, которые обеспечат сооружению запас прочности и безопасности.
Изначально мы называли 2030 год. И только сейчас можем назвать более точные сроки строительства. Уже погружено порядка 3000 свай, мы приступили к подготовке фундаментных плит. Дальше начнется строительство только вверх. Думаю, что к осени жители города увидят стремительный рост объекта.
— Люди всегда относятся с недоверием к чему-то новому. Это нормальная и вполне прогнозируемая реакция.
В Сибири очень мало опыта в таких архитектурных решениях, но давайте вспомним хотя бы питерский «Лахта Центр» на берегу Финского залива. Самый высокий небоскреб в Европе — 87 этажей!
«Москва Сити» стоит на берегу реки уже много лет. Таких примеров множество, другое дело, что все они далеко от нас. Мы привлекали к нашему проекту московских экспертов, у которых есть опыт строительства в прибрежной зоне.
Что касается вопроса о надежности: на площадке погружены сваи длиной 24 метра. Только представьте: это семь этажей под землей.
С самого начала нами были произведены серьезные инженерные работы. С трех сторон строительной площадки возведено шпунтовое ограждение, которое позволяет производить работы ниже отметки реки.
Мы уже пережили весну и при этом не останавливали монтажно-строительные работы. 3000 свай погружены, всего их будет 7000. Для сравнения: на обычных объектах строительства погружается до 500–700 свай.
Это был непростой процесс. Геологические условия потребовали от нас забивки «опытных свай». Их испытывали на несущую способность, насколько высокую нагрузку они способны выдержать. Полученные данные легли в основу расчетов при проектировании фундамента. Определили, какими должны быть армирование, толщина бетонной подушки, глубина залегания свай, их количество и сечение.
Затем отбирались пробы грунта, образцы отправлялись «МосДогГеоТрест». Их брали при использовании буровой установки на глубине 50–80 метров, только представьте: это на глубине 25 этажей под землей. Эксперты дали свое заключение о несущей способности слоев грунта.
В России лишь две организации, способные провести такие испытания, они находятся под строгим патронажем НИИ при Министерстве строительства и ЖКХ России. Безусловно, на все это требовалось время.
— Да, для этого были выкопаны две траншеи по 150 метров и в них установлены специальные датчики. Оборудование по замеру работало по ночам, чтобы исключить вибрационные нагрузки от Нового моста. Так проверяли территорию застройки на предмет сейсмоактивности грунта.
Тестировали и еще один очень важный показатель — возможную ветровую нагрузку. Все собранные сведения легли в основу проектной документации, конструктивных особенностей и решений будущего комплекса.
— Здесь не могло быть иного решения. Тогда на месте речного вокзала орнитологи насчитали больше 50 ласточкиных гнезд. Чтобы их спасти, мы остановили все технологические процессы.
Сначала нам говорили, что достаточно подождать 5–7 дней и ласточки покинут свои гнезда, но сроки выросли до двух месяцев. Мы терпеливо ждали полного вылета птиц в теплые края. Не готов оперировать цифрами, но любой простой в стройке — это миллионы рублей. Но поступить иначе мы не могли.
— Мы очень хорошо понимаем тревоги барнаульцев. Они напрасны. Задачей № 1 для архитекторов было поставлено сохранение общественной набережной, в том числе как продолжения туркластера Барнаула. Более того, набережная должна стать новой точкой притяжения для горожан.
Второй частью задачи архитекторов стало проектирование приватного двора для жильцов «Комплекса у реки». Казалось бы, две противоречивые задачи. Но специалисты нашли решение.
Набережная будет представлена прогулочными зонами с арт-объектами. Их специально для нас разрабатывали студенты алтайского Института архитектуры и дизайна.
Мы понимаем, что тесно граничим с исторической частью города. Чтобы гармонично объединить две эпохи, первые этажи стилобата решено построить из кирпича, отсылающего к купеческой архитектуре, ее мы видим на ул. Мало-Тобольской и на пр. Ленина.
В стилобате откроются кафе и рестораны с летними верандами. Попасть к реке можно будет с любой стороны комплекса, в том числе через сквозной проход с пл. Баварина под стилобатом. Мы строим не просто комплекс — это новая точка развития всего города.
— Это еще одна задача, поставленная архитекторам. Решением стало строительство двора на стилобате площадью 10 000 квадратных метров. Он насыщен аллеями для променада, игровыми и спортивными площадками.
Для понимания масштаба: периметр дворовой территории составит 350 метров (протяженность стадиона — 400 метров), колясочные и велосипедные для удобства будут расположены на первом и третьем этажах комплекса.
Таким образом, наши жильцы получают две прогулочные зоны — общественную и приватную. Встречать здесь рассветы и закаты, наблюдать ледоход будет намного приятнее и комфортнее.
— Безусловно, да. Все-таки речь идет не просто о строительстве комфортного жилья, а о создании особенного атмосферного места.
Люди испокон веков стремятся жить рядом с водой — природа сама подсказала нам идеальное расположение. Наш проект уникален не только в технологичном и архитектурном плане. Он уникален своим расположением. В городе нет другой подобной локации.
Люди приходят к воде, чтобы встретить восход, проводить закат, подышать воздухом, успокоиться, зарядиться энергией. Жить в комфортном современном комплексе с прекрасными видами на город и на реку — это мечта.
Уверен, что излюбленная фраза горожан: «Барнаул — столица мира» — скоро приобретет вполне осязаемые очертания в виде нашего комплекса «Барнаул» с башнями «Столица» и «Мира». Поэтому с барнаульцами будет невозможно поспорить.
ЖК «Барнаул», застройщик ООО «СЗ “ВиСКью”», с проектной декларацией и требуемой информацией можно ознакомиться на сайте наш.дом.рф.