октябрь 24, 2008
Вчера случилось долгожданное событие в среде авиаторов (ну, и нас, как потенциальных пассажиров): состоялась презентация проекта "Суперджет-100", о котором так долго говорили. Новенький свежевыкрашенный самолет, вылетев из Комсомольска-на-Амуре, покружил над аэропортом Хабаровска, и успешно приземлился!
Событие, прямо скажу, грандиозное. Учитывая то, что "Суперджет-100" в этом году, по планам, озвученным экс-президентом Владимиром Путиным еще в 2004 году, должен был "колесить" на крейсерской скорости над Россией-матушкой, выполняя регулярные рейсы.
Местными авиаторами даже рассматривались такие дерзкие предложения, как "заманить" среднемагистральные самолеты в барнаульский аэропорт. Естественно, для дела. То есть для перевозки нас, авиапассажиров по самым различным направлениям Европы и Дальнего Востока.
Впрочем, авиаторы, несмотря на, мягко выражаясь, сорванные сроки поставок самолетов, еще не теряют надежды воплотить проект "Суперджет-100" в Барнауле. Правда, когда это произойдет, авиаторы, оптимисты по натуре, не ведают. И былой энтузиазм уже не тот. Слишком затянулась реализация проекта, который воплощался под государевым оком. А тут – уж простите за банальные слова – кризис подкрался незаметно. И мы (ну, эти самые потенциальные авиапассажиры) как-то засомневались в дальнейшем продвижении "Суперджета-100": а хватит ли денег у государства? А не дешевле ли летать привычными лайнерами двум процентам населения России (которые могут себе позволить купить авиабилеты за свой счет, судя по официальному сообщению Минтранса РФ)?
Однако оптимисты-авиаторы развеяли мои сомнения: этот проект на контроле у государевых мужей прошлого и нынешнего поколений. Наверняка "Суперджет-100" нынешний президент будет держать на пульсе.
Но здесь у меня опять (такая я противная) закралось сомнение насчет этой самой государевой поддержки. Государство в свое время уже поддержало (в лице экс-президента и нынешнего главы государства) идею создания авиационного альянса. Казалось бы - лучше гарантий не найти! А фигушки! Гарантия оказалось "дутой", что доказали недавние события с массовыми задержками рейсов.
И сегодня, посмотрев фото с презентации "Суперджета-100", кинулась читать статьи с такими заголовками: "Красэйр" дали последний шанс рассчитаться с кредиторами", "Против бывших руководителей "Дальавиа" будут возбуждены уголовные дела", "Аэрофлот" намерен поглотить S7", "Душанбе не выпускает российский самолет авиакомпании "Красэйр", "Банки сыграли на вылет". По-моему, достаточно. Не получилось праздничного настроения на фоне общего кризиса, в авиаотрасли, в частности.
Но оптимисты-авиаторы (правда, с долей сомнения) все-же уверены - "Суперджет-100" поможет поднять авиапром России "с колен". А пока, ежедневно прохаживаясь утром по Красноармейскому в направлении работы, наблюдаю прекрасную картину в небе: в голубизне четко "вырисовывается" след от самолета. Иногда и сам самолет видно. Красота!
Только, как выяснилось, отечественная авиация к небесной красоте не имеет отношения. Это летают самолеты китайской авиакомпании в Лиссабон, Париж и обратно, в Пекин. По 12 раз в сутки. А "Суперджет-100"… Самолет еще будут испытывать в высокогорье, на жаре, лютом холоде, других экстремальных погодных условиях. Тестировать, одним словом. И когда начнется массовое производство этих среднемагистральных лайнеров, пока никому неизвестно, даже оптимистам-авиаторам. Которые, кстати сказать, уже дали самолету прозвище – "летающая сосиска".
Чистого неба!