август 12, 2025
Ровно 25 лет назад, 12 августа 2000 года в Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-141 «Курск».
Мемориал морякам-подводникам, часть атомной подводной лодки "Курск".
Christopher Michel в flickr.com
Погибли все 118 подводников, принимавших участие в учениях. Прошло больше недели с аварии до момента, когда по телевидению сообщили о гибели крейсера, «Коммерсантъ».
ЧП произошло а глубине 108 метров.
«Курск» вышел в море 10 августа 2000 года. Командовал судном капитан I ранга Геннадий Лячин.
Экипажу предстояло выполнить учебно-боевое задание недалеко от Кольского залива: провести пуск крылатой ракеты и учебную торпедную стрельбу по отряду боевых кораблей. На борту находились 24 ракеты «Гранит» и 24 торпеды.
Субмарина должна была условно обстрелять эскадру во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» и флагманом флота, атомным крейсером «Петр Великий».
Однако за 12 минут до начала стрельб гидроакустика зафиксировала звук взрыва.
После того, как в назначенное время не случилось торпедных атак, а с «Курска» не отчитались о результатах выполнения учебно-боевых задач, стало понятно, что произошло ЧП, 360.ru.
В воздух подняли вертолеты, радисты постоянно запрашивали экипаж субмарины. Но в ответ — тишина. На следующий день подлодку обнаружили на дне.
После взрыва командир турбинной группы дивизиона движения седьмого отсека капитан-лейтенант Дмитрий Колесников успел вывести оставшихся в живых 23 моряка на корму турбинного зала. Но они не спаслись — погибли через восемь часов после взрыва.
В октябре 2000 года американские и российские водолазы вскрыли корпус «Курска». Они нашли тела капитана и еще 11 подводников. Все этапы операции по подъему подлодки заняли год — до осени 2001-го. В операции задействовали около 120 компаний из 20 государств, а ее стоимость превысила 70 млн долларов.
Для подъема разработали специальное оборудование, в том числе создали гигантские понтоны, провели сложные технические расчеты.
Рассматривалось 18 рабочих версий, из которых наиболее реальными были следующие:
Во время расследования трагедии выяснилось, что «черные ящики» подлодки в день аварии были отключены вопреки регламенту.
Кроме того, на «Курске» не была включена сигнализация аварийного буя (с него даже не сняли заводское крепежное устройство) и несколько лет была отключена система аварийного выброса антенны.
Гибель «Курска» стала крупнейшей катастрофой в истории российского подводного флота.
Официальная причина трагедии — взрыв торпеды. Почему это произошло — до сих пор неизвестно, yamal-media.ru.
Расследование уголовного дела завершили 22 июля 2002 года.
«Лиц, виновных в катастрофе АПРК «Курск», сопряженной с гибелью 118 человек, находившихся на борту крейсера, нет», — написано в постановлении старшего следователя по особо важным делам Главной военной прокуратуры Артура Егиева.
. Глава государства отметил, что поначалу даже не были понятны масштабы той страшной катастрофы.