Какие шедевры композитора-экспериментатора Родиона Щедрина покорили слушателей мира
август 29, 2025
Композитор Родион Щедрин умер в 92 года. Он сочинил больше 150 музыкальных произведений и вошел в число важнейших авторов второй половины XX столетия.
Родион Щедрин.
Телеграм-канал Большого театра России
Большинство сочинений Щедрина на сюжетах классических писателей — Николая Гоголя, Антона Чехова, Льва Толстого, Владимира Набокова, Николая Лескова и прочих.
Широко известны его музыкальные композиции для кинофильмов, среди которых саундтреки к картинам «Высота», «А если это любовь?», «Анна Каренина». Кроме того есть и знаменитые произведения к мультикам «Петушок-золотой гребешок» и «Колобок».
о кончине советского и российского музыканта Родиона Щедрина, заслуженного деятеля искусств СССР, Большой театр. В Мариинском театре отметили, что его потеря невосполнима для всего мира культуры.
Музыка
Во время учебы Щедрин детально исследовал русский фольклор, а затем постоянно соединял его мотивы с современными музыкальными экспериментами.
Есть некоторые его творения, которые практически каждый:
- Самое популярное произведение Родиона Щедрина — переработанная сюита из оперы Жоржа Бизе «Кармен» (1967). Вместо традиционного симфонического оркестра композитор применил сочетание струнных и 47 ударных инструментов и создал уникальное звучание. Балет сочинили за 20 дней специально для Майи Плисецкой, которая исполнила партию около 350 раз. Сегодня многие танцовщики охотно включают «Кармен-сюиту» в репертуар.
- Вторая симфония (1965) получила название «Тревога». Начальную фразу заимствовали из строки Александра Твардовского: «В тот день, когда окончилась война». Партитура насыщена звуками самолетов, шумом танков и криками раненых солдат.
- Фортепианный концерт №2 (1966) считается дерзким экспериментом советской музыки. Щедрин сочетал современные техники композиции с джазовыми мотивами — тогда их не принимали в Союзе композиторов. Со временем это музыкальное произведение приобрело статус классического сочинения и используется в образовательных программах.
- Балет «Конек-Горбунок» (1955) основан на одноименной сказке Петра Ершова. Молодой консерваторец Щедрин дебютировал этой работой, она мгновенно стала популярной. Майя Плисецкая исполнила роль Царь-девицы и сделала балет частью постоянной программы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Версия балета для Большого театра появилась позже, в 1999 году.
- Опера «Мертвые души» (1976) основана на романе Николая Гоголя. Некоторые исследователи считают ее последним великим достижением музыкального театра ХХ века. Щедрин внес инновационное решение — заменил традиционные скрипичные партии вторым камерным хором. Структура оперы двуплановая, поскольку одна линия отражает народных персонажей, вторая — аристократический мир. Народные исполнители озвучивают фольклерные тексты простыми голосами.
- Балет «Анна Каренина» (1971) основан на романе Льва Толстого. В качестве дополнения Щедрин вставил цитаты из произведений Петра Чайковского, это помогло создать атмосферу эпохи, в которой написали роман.
- Балет «Чайка» (1979) поставлен по мотивам пьесы Антона Чехова. Дирижер Евгений Светланов подчеркнул деликатность инструментальных партий, солирование деревянных духовых и арф, создающих утонченный и нежный колорит с редкими яркими оркестровыми пассажами.
- Балет «Дама с собачкой» (1985) сделан по мотивам рассказа Антона Чехова. Этот спектакль является подарком жены Майи Плисецкой, который стал финальным выходом артистки на сцену в классической технике танца.
- Опера «Лолита» (1992) написана по роману Владимира Набокова. Первая русская премьера состоялась в Перми спустя годы после европейских показов. По словам автора, спектакль предназначен для зрителей старше 16 лет, поскольку затрагивает непростые темы.
- Хоровая опера «Боярыня Морозова» (2006) состоит из двух частей. Ее основа — исторические тексты житий протопопа Аввакума и боярыни Морозовой. Это художественное осмысление религиозных конфликтов Русской православной церкви конца XVII века.
Смерть
Майя Плисецкая и Родион Щедрин оставили завещание, согласно которому их прах развеют Россией. Генеральный директор Большого театра Владимир Урин «Московскому комсомольцу», что последнее желание известных деятелей скоро осуществится.
«Тела наши после смерти кремировать, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто проживет дольше, или в случае нашей одновременной кончины, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией», — говорится в документе.
Майя Плисецкая и Родион Щедрин познакомились в 1955 году на вечере у Лили Брик. Через несколько лет знакомства пара решила пожениться. Свадьба состоялась осенью 1958 года, супруги прожили совместно больше 50 лет — в 2015 году пара отпраздновала 57-летие брака. Детей у них нет.
В 2015 году в Германии у Майи Плисецкой остановилось сердце.
Ранее российский композитор Родион Щедрин.