ноябрь 3, 2008
В высвобождении людей есть свои и плюсы. Конечно, это тяжелая личностная ситуация. Но это и повод оптимизировать оставшийся персонал, выстроить технологию работы, особенно с точки зрения рутинных операций. Мы говорим о дефиците рабочей силы. И освобождение лишних занятых может сыграть положительную роль для рынка труда при нормальной политике государства. Для бизнеса – повысится производительность труда и отдача.
- А что происходит с госаппаратом? Что можно сделать в этой сфере?
- Сейчас есть такая опасность на рынке труда, что освобожденные от работы средние менеджеры могут попасть в госуправление. В федеральных министерствах реально некому работать. И эти массы хлынут туда, и мы получим еще более низкий уровень управления. Выход есть, но как всегда с другой стороны. Главное, что сейчас у нас есть – это кризис управления, а это вытекает из того, что мы не понимаем настоящей роли государства во всех процессах. Государство у нас сейчас везде. В экономике государство играет колоссальную роль.
Многие хотят идти на госслужбу. Предполагается, что люди на госслужбе могут получать какие-то взятки. Люди идут служить не государству, а "обделывать свои личные делишки". Подошло время понять, а где государство должно быть, а где его быть нет должно. Многие функции государства надо срочно отдавать в частные руки. Такие вещи практикуются во многих странах.
Государство не должно владеть никакой хозяйственной деятельностью. Все должно быть отдано бизнесу. Бизнес в неволе не размножается. Бизнес должен сам определять, куда вкладывать деньги, а создавать ему условия должно государство. Но государство не должно указывать - туда вкладывай, туда не вкладывай. Все надо поставить с головы на ноги. И тогда количество чиновников будет оптимизировано.
- Какие предприятия малого бизнеса останутся на плаву в результате кризиса?
- К сожалению, в первую очередь будет страдать рисковый малый бизнес, который занимается с инновациями, разработками, технологиями. Удержатся на плаву мелкие торговые точки, бытовки (парикмахерские, химчистки).
Когда начинаются сложные процессы на рынке труда, люди на своих машинах выезжают зарабатывать. Конкуренция растет. Примитивные виды деятельности выживут. А высокотехнологические и перспективные боюсь, что нет.
Андрей Рябов, политолог, говорит, что вообще-то в скором времени масса людей, которые что-то потеряли, они потребуют своего политического представительства. И это будут нормальные политические процессы.